МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальный аудит
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальный аудит

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение теоретических основ экономической деятельности в части технологии организации и проведения социального аудита в системе социальной работы;
формирование у студентов представлений о сущности и содержании социального аудита как формы социального и финансового контроля;
овладение правовыми основами организации аудиторской деятельности в социозащитном учреждении;
освоение технологии социального аудита и методики оценки эффективности реализации социальных услуг населению;
развитие у будущих специалистов контрольно-оценочных компетенций в процессе реализации профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты
ПК-10: способностью к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение понятия "социальный аудит", принципы и виды социального аудита, правовые основы осуществления аудиторской деятельности; подходы к оценке эффективности оказания социальных услуг населению, специфику проведения социального аудита в социозащитном учреждении; технологии социального аудита, направленные на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять критерии и показатели оценки эффективности деятельности социозащитного учреждения; определять качество реализации социальных услуг; составлять аудиторское заключение; анализировать мероприятия по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений к реализации мер по социальной защите нaселения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с различными источниками информации для составления плана проведения социального аудита, заполнения формы аудиторского заключения по итогам социального аудита

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы социального аудита
1.1. Эволюция теории и практики социального аудита Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Национальные системы социальных отношений и аудита Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Формирование российской модели социального аудита
2.4. Характерные черты российской модели социального аудита Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Теоретические основы организации деятельности по социальному аудиту Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Формирование правовой основы социального аудита в России Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Объекты социального аудита
3.7. Аудит системы управления человеческими ресурсами. Аудит охраны труда и окружающей среды Лекции 5 1 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Технология организации и проведения социального аудита. Технологии социального аудита, направленные на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты. Практические 5 2 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Аудит системы управления человеческими ресурсами Сам. работа 5 20 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Механизмы реализации социального аудита
4.10. Процедура проведения социального аудита Лекции 5 1 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.11. Социальный аудит выполнения государственного задания в учреждении социального обслуживания. Анализ мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений к реализации мер по социальной защите нaселения. Практические 5 4 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.12. Методы социального аудита Сам. работа 5 25 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.13. Экзамен Экзамен 5 9 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Как в самых общих чертах можно определить «аудит»?
2. Какие элементы аудита существовали в России?
3. Назовите основные черты финансового аудита.
4. Как можно объяснить интеграцию экономических и социальных отношений при переходе от индустриального общества к постиндустриальному?
5. В чем меняются критерии эффективности деятельности организации?
6. Какова роль социокультурных факторов в эволюции управления социальными отношениями?
7. Что является предметом социального аудита, его объектом и целями?
8. В чем заключается заинтересованность в социальном аудите его пользователей?
9. Какие страны используют социальную отчетность и почему?
10. Какие виды и формы СА вы можете назвать?
11. Какие составляющие включает в себя понятие «социальная ответственность»?
12. Какова роль исторического фактора в формировании современного понимания социальной ответственности?
13. В чем состоит социальная ответственность государственной власти, бизнес-сообщества и профсоюзов?
14. Какова роль социального аудита в повышении ответственности всех сторон социального партнерства?
15. В какую сферу международно-правового регулирования включается социальный аудит?
16. Какие международно - правовые акты можно отнести к сферере - гулирования социального удита?
17. Что общее, касающееся обеспечения основных прав человека, имеется в универсальных международных договорах?


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Аудит и аудиторская деятельность: понятие, признаки.
2.Значение аудиторской деятельности в системе социальной работы.
3.Правовая основа осуществления аудита в социальной работе.
4.Виды аудиторской деятельности.
5.Сущность и содержание социального аудита.
6.Задачи социального аудита.
7.Субъекты социального аудита.
8.Требования к социальному аудитору.
9.Принципы осуществления социального аудита.
10.Процедуры проведения социального аудита.
11.Направления аудиторского контроля.
12.Критерии и показатели оценки деятельности учреждения социального обслуживания.
13.Критерии качества реабилитационного процесса в учреждении социального обслуживания.
14.Требования к подготовке и проведению социального аудита.
15.Планирование деятельности по социальному аудиту.
16.Положение о социальном аудите: значение, структура.
17.Технология социального аудита качества реализации социальных услуг населению.
18.Матрица социальных услуг.
19.Квалиметрические правила оценки реализации социальных услуг населению.
20.Аудит льгот, пособий и социальных выплат.
21.Бюджет социальных услуг: определение, технология разработки.
22.Социальный аудит в автономном учреждении.
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова, Е.С. Основы аудита: учебно-практическое пособие Москва : Евразийский открытый институт, 2011  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90829
Л1.2 Ендовицкий Д.А.,  Панина И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2015  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118286
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогуленко, Т.М., Пономарева С.В. Основы аудита: учебник Москва : Издательство «Флинта», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103823
Л2.2 Кеворкова Ж.А., Карпова Т.П., Савин А.А., Внутренний аудит: учебное пособие Москва : Юнити-Дана,, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119525
Л2.3 Макарова, Л.Г. Основы аудиторской деятельности : сборник статей Москва : Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232092
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/] http://www.consultant.ru/online/
Э2 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/] www.garant.ru/iv/
Э3 Социальный аудит / Сост. Шулус А.А., Попов Ю.Н. – М.: АТиСО, 2008. – 620 с. http://www.booksgid.com/other/27147-socialnyjj-audit.htm
Э4 Аудиторская деятельность Минфн России https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/
Э5 Курс в Moodle «Социальный аудит» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=763
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.