МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Культура России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать знания об основных направлениях развития культуры России в широком социокультурном контексте;
сформировать знание основных понятий, закономерностей, проблем, а также наиболее значимых памятников культуры России;
научить анализировать явления отечественной культуры в историческом и социальном контексте;
научить использовать приобретенные знания и умения для профессиональной деятельности в сфере социокультурного анализа современной действительности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.15

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и закономерности развития истории культуры России, способствующие самостоятельному формулированию цели, постановке конкретных задач научных исследований в различных областях социологии и решения их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания об основных этапах и закономерностях развития истории культуры России, способствующие самостоятельному формулированию цели, постановке конкретных задач научных исследований в различных областях социологии и решения их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний об основных этапах и закономерностях развития истории культуры России, способствующие самостоятельному формулированию цели, постановке конкретных задач научных исследований в различных областях социологии и решения их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Феномен русской культуры в историческом контексте
1.1. Феномен русской культуры в историческом контексте Лекции 3 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Феномен русской культуры в историческом контексте Практические 3 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Феномен русской культуры в историческом контексте Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Особенности культуры языческой Руси
2.1. Особенности культуры языческой Руси Лекции 3 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Особенности культуры языческой Руси Практические 3 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Особенности культуры языческой Руси Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Христианская культура Киевской Руси
3.1. Христианская культура Киевской Руси Лекции 3 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Христианская культура Киевской Руси Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Древнерусская словесность
4.1. Древнерусская словесность Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Формирование традиционной культуры Руси
5.1. Формирование традиционной культуры Руси Сам. работа 3 13 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Русская культура второй половины ХVII - ХVIII веков
6.1. Русская культура второй половины ХVII - ХVIII веков Сам. работа 3 12 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Культура России ХIХ века
7.1. Культура России ХIХ века Сам. работа 3 12 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Раздел 8. Культура модернизма в России ХХ века
8.1. Культура модернизма в России ХХ века Сам. работа 3 12 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Раздел 9. Культура России ХХ века
9.1. Культура России ХХ века Сам. работа 3 12 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Раздел 10. Современная культура России
10.1. Современная культура России Сам. работа 3 12 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.2. Написание эссе или реферата на выбор Сам. работа 3 12 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.3. Экзамен 3 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Основные парадигмы в понимании развития русской культуры.
2. Теоретические модели развития российской культуры.
3. Факторы формирования российской культуры.
4. Особенности культуры языческой Руси.
5. Мифологическая картина мира языческой Руси.
6. Языческое искусство Древней Руси.
7. Проблема наследия язычества в современной культуре.
8. Христианская культура Киевской Руси.
9. Древнерусская словесность.
10. Проблема человека в русской культуре 15-17 веков.
11. Развитие русской культуры в «смутное время» 16-17 вв.
12. Культурологический контекст религиозного раскола 17 в.
13. Значение Петровских реформ для русской культуры 18 в.
14. Культурный плюрализм 18 века.
15. Дворянская культура Просвещения.
16. Основные черты развития русской культуры 19 в.
17. Культура модернизма в России ХХ века.
18. Основные художественные формы российского модернизма 20 в.
19. Особенности культура «серебряного века».
20. Основные достижения советской культуры: общий обзор.
21. Советская культура довоенного периода.
22. Роль советской культуры в годы Великой Отечественной войны.
23. Советская культура в период «хрущевской оттепели».
24. Развитие советского театра.
25. Основные направления советской субкультуры.
26. Характеристика культуры русского Зарубежья.
27. Особенности культуры постсоветской России.
28. Мультикультурная парадигма начала 21 века.
29. Характеристика современной художественной культуры.
30. Современная массовая культура.

Практические задания
1. Перечислите три основные предпосылки крещения Руси.
2. Установите соответствие между жанрами древнерусской литературы и их описаниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1) Содержит в себе очень много элементов традиционного А) Повесть
устного народного творчества, символов. Ощущается явное
влияние сказки, былины. Налицо политическая подоплека Б) Житие
произведения
2) жанр, в котором древнерусские летописцы пытались В) Слово
представить модель поведения для любого древнерусского
человека. Г) Поучение
3) Это самый распространенный жанр. Оно создавалось
всегда после смерти человека, выполняло огромную
воспитательную функцию. Лишало человека страха смерти,
проповедуя идею бессмертия человеческой души.
4) Это текст эпического характера, повествующий о князьях,
о воинских подвигах, о княжеских преступлениях.
3. Соотнесите каждый из признаков, предложенных ниже, с соответствующим понятиями. Ответ оформите в таблице, прописав числа в свободных ячейках.
Признаки:
1) - Провозглашение особого исторического предназначения России, особого пути развития ее культуры и духовной жизни.
2) - Сторонники выступали за свободу печати, свободное право выбора языка и т.д.
3) - Главное – государство, а личность должна служить общей идеи.
4) - Сторонники сознательно вы¬бирали для России европейскую модель развития
5) - Сторонники считали, что религия и государственное управление не должны зависеть друг от друга.
6) - Сторонники отрицали и не воспринимали негативные стороны западной цивилизации

Западничество
Славянофильство

4. Петровские реформы положили начало переходу от древнерусской культуры к культуре нового времени. В чем заключалось главное содержание этих реформ? Укажите три последствия их для общества?
5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Культурная ситуация конца XIX века - первой половины XX века складывалась под знаком _______________ (А). Представители _______________(Б) использовали новые технико – конструктивные ______________ (В), свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий.
В Италии его называли растительным стилем, или «либерти», в Бельгии - стилем Велде, в Австрии - сецессионом. Этот стиль возник как реакция на ______________ (Г) и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для него характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор.
Этот стиль связан с отходом культуры от ______________(Д), с провозглашением независимости искусства от действительности. Часто его называют __________________(Е), что обозначает идущих впереди всех, т.е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве.
Слова представлены в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Слова: 1) – авангард, 2) – романтизм, 3) – реализм, 4) – модернизм, 5) – эклектизм, 6) - модерн, 7) – постмодернизм, 8) – импрессионизм, 9) – средство.
6. Отметьте в таблице 5 основных «плюсов» и «минусов» массовой культуры. Запишите 3 признака, характеризующих массовую культуру.
плюсы минусы






Признаки: 1) -

2) -

3) –
7. Перечислите основные особенности культуры постсоветской России (минимум 3). Что повлияло на ее развитие? В каких сферах искусства произошли существенные изменения (назвать сферу и описать изменения/преобразования)?

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Вишняков С.А. Культура Росии от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): учебное пособие ФЛИНТА // ЭБС "Лань", 2016 ЭБС "Лань": https://e.lanbook.com/book/84615
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.