МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая художественная культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 54
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 54 54 54 54
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Мировая художественная культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение истории мировой художественной культуры в широком социокультурном контексте;
сформировать знание основных понятий, закономерностей, проблем, а также наиболее значимых памятников мировой художественной культуры;
научить анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
научить использовать приобретенных знаний и умений для профессиональной деятельности и осознанного формирования культурной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры, способствующие самостоятельному формулированию целей и конкретных задач научных исследований в области мировой художественной культуры и других областях социологии, используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, применяющих новейшую аппаратуру, оборудование и информационные технологии
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований на основе знаний, полученных в процессе изучения курса «Мировая художественная культура», используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, применяющих новейшую аппаратуру, оборудование и информационные технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного формулирования целей и постановки конкретных задач научных исследований на основе знаний, полученных в процессе изучения курса «Мировая художественная культура», используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, применяющих современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика мировой художественной культуры как учебной дисциплины
1.1. Место художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Место художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Место художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Этапы развития мировой художественной культуры
2.1. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе. Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе. Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Художественная культура Древнего Египта и стран Древнего Востока. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Художественная культура Древнего Египта и стран Древнего Востока. Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Художественная культура Древнего Египта и стран Древнего Востока. Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Художественная культура Индии и стран Дальнего Востока. Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Художественная культура Индии и стран Дальнего Востока. Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.9. Художественная культура мусульманских стран. Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.10. Особая роль художественной культуры в цивилизации античной Греции и Рима. Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.11. Культура европейского Средневековья. Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.12. Художественная культура эпохи Возрождения. Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.13. Художественная культура западной Европы XVII-ХIX веков. Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Русская культура
3.1. Своеобразие российской цивилизации. Художественная культура России. Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Художественная культура c XX века и до наших дней. Сам. работа 3 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Зачет 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Синкретизм культуры первобытного общества.
2. Эволюция изобразительных форм.
3. Мегалитические сооружения.
4. Погребальный культ и культ фараонов в Древнем Египте. Культ Ра.
5. Мемфисский некрополь. Храмовые комплексы в Фивах.
6. Ассиро-вавилонская культура. Архитектура зиккуратов. Художественная культура Индии.
7. Художественная культура Китая.
8. Художественная культура Японии.
9. Взаимосвязь форм хозяйствования, быта, ментальности и художественного творчества на исламском Востоке.
10. Орнамент в прикладном искусстве и архитектуре.
11. Архитектура мечетей, медресе, дворцов, караван-сараев.
12. Персидская миниатюра.
13. Литературное творчество в культуре исламского Востока.
14. Космологизм и антропоцентризм культуры Древней Греции.
15. Гармония и стилистическая цельность искусства Древней Греции.
16. Архитектурные ордера: дорический, ионический, коринфский.
17. Творчество скульпторов Поликлета, Мирона и Фидия.
18. Расцвет греческой драматургии. Древнегреческий театр.
19. Традиции и новаторство в искусстве Древнего Рима.
20. Влияние этрусского и греческого искусства на римское.
21. Технические усовершенствования в архитектуре Римского Пантеона, Колизея, терм и акведуков.
22. Римский скульптурный портрет.
23. Мировое значение античного классического наследия.
24. Искусство Средневековья. Определение понятия, хронологические рамки эпохи.
25. Византия. Раннехристианская культура. Типы храмов (базилика, крестово-купольный тип храма). Храм – земная модель небесной церкви. Мозаики, фрески, иконопись. Книжная миниатюра.
26. Романский и готический стиль в архитектуре городских соборов.
27. Церковная музыка. Менестрельная культура. Появление рыцарского романа. Идеалы рыцаря.
28. Социально-экономические истоки Возрождения.
29. Новое представление о человеке и эстетические идеалы эпохи Возрождения.
30. Живопись Италии эпохи Возрождения.
31. Основные черты архитектуры Возрождения.
32. Особенности итальянской скульптуры.
33. Художественная культура Северного Возрождения.
34. Барокко и классицизм в архитектуре.
35. Стиль «рококо» в интерьерах, в декоративном искусстве, в живописи.
36. Классицизм.
37. Реалистическая живописи Д. Веласкеса и Х. ван Р. Рембрандта.
38. Новаторство в музыкальном творчестве И.С. Баха, Г. Генделя, Й. Гайдна, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, А. Вивальди.
39. Синтез этики и эстетики в творчестве французских литераторов XVIII века.
40. Особенности художественной культуры XIX в.
41. Классицизм, романтизм, реализм, символизм.
42. Импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, модерн.
43. Место России в мировой цивилизационной ситуации.
44. Особенности древнерусской архитектуры.
45. Монументальная фресковая живопись. Феофан Грек. А. Рублев. Дионисий.
46. Иконопись. «Храмовое действо как синтез искусств» (П.А. Флоренский).
47. Классицизм, романтизм и реализм в русском искусстве.
48. Золотой век русской литературы.
49. «Серебряный век» русского искусства.
50. Основные течения модернизма в Западной Европе.
51. Архитектура и скульптура XX века.
52. Многообразие направлений в русской живописи начала XX века.
53. Голливуд и искусство кино 20 в. (Ф. Феллини, Акиро Куросава, А. Тарковский, Э. Рязанов и др.).
54. Типологические особенности постмодернистского искусства.
55. Мировая художественная культура на рубеже ХХ-ХХI веков.
Практические задания
1. Установите соответствие между стилями в архитектуре и их описаниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1.Простые формы и объемы, сдержанные пропор- А) Барокко
ции, чередование горизонтальных и вертикальных
линий, цветовое решение – светлые и пастельные Б) Постмодернизм
тона, использование прямоугольных конструкций
2.Воздушность и легкость, декорирование строится В) Рококо
на асимметрии и перегруженности деталей,
стремление уйти от прямых линий, выражен Г) Классицизм
преимущественно в интерьерных решениях.
Д) Готика
3.Устремленные ввысь остроконечные башни,
строгие вертикальные колонны, удлиненные окна
с заостренным верхом, множество декоративных
элементов.

4.Масштабность и монументальность, преобладание
башен и балконов, использование чередования выпук-
лых и вогнутых секций, чрезмерное использование укра-
шений, строгая симметричность.

5.Использование элементов старых стилей, разнообраз-
ные формы дверных и оконных проемов, использование
всех видов декора, архитектура выглядит гибридной.

2.Из предложенного рядя назовите основные черты, характеризующие реалистическое направление в живописи.
Черты:
1) – изображение вызывающих, откровенных идей и сцен
2) – конкретная достоверность в описании действительности
3) – передача конкретной эмоции, переживания
4) – смешение стилей и манер, чрезмерность
5) - признание повседневной, обыденной жизни человека
6) - внимание к ок¬ружающему миру во всём разнообразии его проявлений
7) – изображение образов и сюжетов, взятых из глубин собственного сознания

3.Каждый из признаков, предложенных ниже, соотнесите с соответствующим типом храма. Ответ оформите в таблице, прописав числа в свободных ячейках.
Признаки:
1) – состоит из нечётного числа различных по высоте нефов
2) – крестообразная форма
3) – храм украшался преимущественно изнутри
4) – строения, увенчанные куполом
5) – сформировался в Византии
6) – прямоугольная, вытянутая форма
Базилика
Крестово-купольный

4.Запишите термин, о котором идет речь в данном тексте. Укажите как минимум 3 черты, относящиеся к этому понятию.
Направление в искусстве конца XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои чувства и впечатления от увиденного.
5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Часто XIX век называют _______________ (А) веком русской литературы. В 19-м веке литература обновила свой формат и стиль, начали развиваться ранее малоизвестные направления. Наблюдался переход от _____________________ (Б) к ________________ (В), тесно связанный с политической тематикой. На свет появилось множество прекрасных стихотворений о любви. Быстрыми темпами развивались ______________________ (Г) произведения, где изображались главные недостатки общественных устоев и делался акцент на людских пороках. Значимая роль отводилась ___________________ (Д) произведениям в период особого кризиса крепостничества. Внимание приковывалось к проблемам ______________ (Е) слоев общества и беспределу власти. Написанное в XIX веке осталось значимым на долгие годы и не потеряло свою актуальность по сей день.
Слова представлены в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Слова: 1) – реалистичность, 2) – романтизм, 3) – золотой, 4) – сентиментализм, 5) – серебряный, 6) - богатый, 7) – сатирическое, 8) – историческое, 9) – бедный.
6.Найдите понятие, ко¬то¬рое является обоб¬ща¬ю¬щим для всех осталь¬ных понятий пред-став¬лен¬но¬го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Театр, живопись, искусство, музыка, мораль, архитектура.
7.Что НЕ ЯВЛЯЕТСЯ направлениями модернизма?
1) – импрессионизм
2) – авангардизм
3) – историзм
4) - футуризм
5) - дадаизм
6) - экспрессионизм
7) – романтизм
8.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Серебряный век» справедливо называют временем «великого ___________ (А)», когда искусство являлось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности. Для Серебряного века русской культуры характерно появление таких новых стилей в архитектуре, как ________________ (Б), новорусский стиль, ____________ (В). В этот период зарождается и быстро распространяется ______________ (Г) культура. Ярким примером такого феномена стал невиданный успех ______________________ (Д). В литературе появляются такие новые течения, как _______________ (Е), представленный творчеством А. Ахматовой, Н. Гумилева, ________________ (Ж), связанный с именами А. Блока, К. Бальмонта, А. Белого, ________________ (З), представленный В. Маяковским.
В целом значение культуры «серебряного века» для истории нашей страны трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий Россия стала определять мировую моду в искусстве.
Слова представлены в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Слова: 1- символизм, 2 – футуризм, 3 – синтез, 4 – народная, 5 – модерн, 6 – регресс, 7 – кинематограф, 8 – акмеизм, 9 – неоклассицизм, 10 – абстракционизм, 11 – массовая.
9. Для каждой позиции из первого столбика подберите нужную позицию из второго.
1) - V – XIV века А) – Эпоха Возрождения
2) – XX века Б) - Эпоха Античности
3) – XVIII век В) – Модерн
4) – 1 четверть XIX века Г) – Эпоха Просвещения
5) – XV – XVI века Д) – Постимпрессионизм
6) - 3 тысячелетие до н. э. Е) - Эпоха Средневековья
7) – 80 – 90 г. XIX века Ж) – Серебряный век
8) – конец XIX – начало XX в.в. З) – Ампир

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Харин История мировых цивилизаций: учебник и практикум для академического бакалавриата Москва : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дианова, В. М., Солонин Ю.Н. Культурология: учебник для вузов Юрайт// ЭБС Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.