Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.
1.1. | изучение истории мировой художественной культуры в широком социокультурном контексте; сформировать знание основных понятий, закономерностей, проблем, а также наиболее значимых памятников мировой художественной культуры; научить анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; научить использовать приобретенных знаний и умений для профессиональной деятельности и осознанного формирования культурной среды. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры, способствующие самостоятельному формулированию целей и конкретных задач научных исследований в области мировой художественной культуры и других областях социологии, используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, применяющих новейшую аппаратуру, оборудование и информационные технологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований на основе знаний, полученных в процессе изучения курса «Мировая художественная культура», используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, применяющих новейшую аппаратуру, оборудование и информационные технологии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками самостоятельного формулирования целей и постановки конкретных задач научных исследований на основе знаний, полученных в процессе изучения курса «Мировая художественная культура», используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, применяющих современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специфика мировой художественной культуры как учебной дисциплины | ||||||
1.1. | Место художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Место художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Место художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Этапы развития мировой художественной культуры | ||||||
2.1. | Возникновение и становление культуры в первобытном обществе. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Возникновение и становление культуры в первобытном обществе. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Возникновение и становление культуры в первобытном обществе. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Художественная культура Древнего Египта и стран Древнего Востока. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Художественная культура Древнего Египта и стран Древнего Востока. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Художественная культура Древнего Египта и стран Древнего Востока. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Художественная культура Индии и стран Дальнего Востока. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Художественная культура Индии и стран Дальнего Востока. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Художественная культура мусульманских стран. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Особая роль художественной культуры в цивилизации античной Греции и Рима. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Культура европейского Средневековья. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Художественная культура эпохи Возрождения. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.13. | Художественная культура западной Европы XVII-ХIX веков. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Русская культура | ||||||
3.1. | Своеобразие российской цивилизации. Художественная культура России. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Художественная культура c XX века и до наших дней. | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Зачет | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Синкретизм культуры первобытного общества. 2. Эволюция изобразительных форм. 3. Мегалитические сооружения. 4. Погребальный культ и культ фараонов в Древнем Египте. Культ Ра. 5. Мемфисский некрополь. Храмовые комплексы в Фивах. 6. Ассиро-вавилонская культура. Архитектура зиккуратов. Художественная культура Индии. 7. Художественная культура Китая. 8. Художественная культура Японии. 9. Взаимосвязь форм хозяйствования, быта, ментальности и художественного творчества на исламском Востоке. 10. Орнамент в прикладном искусстве и архитектуре. 11. Архитектура мечетей, медресе, дворцов, караван-сараев. 12. Персидская миниатюра. 13. Литературное творчество в культуре исламского Востока. 14. Космологизм и антропоцентризм культуры Древней Греции. 15. Гармония и стилистическая цельность искусства Древней Греции. 16. Архитектурные ордера: дорический, ионический, коринфский. 17. Творчество скульпторов Поликлета, Мирона и Фидия. 18. Расцвет греческой драматургии. Древнегреческий театр. 19. Традиции и новаторство в искусстве Древнего Рима. 20. Влияние этрусского и греческого искусства на римское. 21. Технические усовершенствования в архитектуре Римского Пантеона, Колизея, терм и акведуков. 22. Римский скульптурный портрет. 23. Мировое значение античного классического наследия. 24. Искусство Средневековья. Определение понятия, хронологические рамки эпохи. 25. Византия. Раннехристианская культура. Типы храмов (базилика, крестово-купольный тип храма). Храм – земная модель небесной церкви. Мозаики, фрески, иконопись. Книжная миниатюра. 26. Романский и готический стиль в архитектуре городских соборов. 27. Церковная музыка. Менестрельная культура. Появление рыцарского романа. Идеалы рыцаря. 28. Социально-экономические истоки Возрождения. 29. Новое представление о человеке и эстетические идеалы эпохи Возрождения. 30. Живопись Италии эпохи Возрождения. 31. Основные черты архитектуры Возрождения. 32. Особенности итальянской скульптуры. 33. Художественная культура Северного Возрождения. 34. Барокко и классицизм в архитектуре. 35. Стиль «рококо» в интерьерах, в декоративном искусстве, в живописи. 36. Классицизм. 37. Реалистическая живописи Д. Веласкеса и Х. ван Р. Рембрандта. 38. Новаторство в музыкальном творчестве И.С. Баха, Г. Генделя, Й. Гайдна, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, А. Вивальди. 39. Синтез этики и эстетики в творчестве французских литераторов XVIII века. 40. Особенности художественной культуры XIX в. 41. Классицизм, романтизм, реализм, символизм. 42. Импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, модерн. 43. Место России в мировой цивилизационной ситуации. 44. Особенности древнерусской архитектуры. 45. Монументальная фресковая живопись. Феофан Грек. А. Рублев. Дионисий. 46. Иконопись. «Храмовое действо как синтез искусств» (П.А. Флоренский). 47. Классицизм, романтизм и реализм в русском искусстве. 48. Золотой век русской литературы. 49. «Серебряный век» русского искусства. 50. Основные течения модернизма в Западной Европе. 51. Архитектура и скульптура XX века. 52. Многообразие направлений в русской живописи начала XX века. 53. Голливуд и искусство кино 20 в. (Ф. Феллини, Акиро Куросава, А. Тарковский, Э. Рязанов и др.). 54. Типологические особенности постмодернистского искусства. 55. Мировая художественная культура на рубеже ХХ-ХХI веков. Практические задания 1. Установите соответствие между стилями в архитектуре и их описаниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1.Простые формы и объемы, сдержанные пропор- А) Барокко ции, чередование горизонтальных и вертикальных линий, цветовое решение – светлые и пастельные Б) Постмодернизм тона, использование прямоугольных конструкций 2.Воздушность и легкость, декорирование строится В) Рококо на асимметрии и перегруженности деталей, стремление уйти от прямых линий, выражен Г) Классицизм преимущественно в интерьерных решениях. Д) Готика 3.Устремленные ввысь остроконечные башни, строгие вертикальные колонны, удлиненные окна с заостренным верхом, множество декоративных элементов. 4.Масштабность и монументальность, преобладание башен и балконов, использование чередования выпук- лых и вогнутых секций, чрезмерное использование укра- шений, строгая симметричность. 5.Использование элементов старых стилей, разнообраз- ные формы дверных и оконных проемов, использование всех видов декора, архитектура выглядит гибридной. 2.Из предложенного рядя назовите основные черты, характеризующие реалистическое направление в живописи. Черты: 1) – изображение вызывающих, откровенных идей и сцен 2) – конкретная достоверность в описании действительности 3) – передача конкретной эмоции, переживания 4) – смешение стилей и манер, чрезмерность 5) - признание повседневной, обыденной жизни человека 6) - внимание к ок¬ружающему миру во всём разнообразии его проявлений 7) – изображение образов и сюжетов, взятых из глубин собственного сознания 3.Каждый из признаков, предложенных ниже, соотнесите с соответствующим типом храма. Ответ оформите в таблице, прописав числа в свободных ячейках. Признаки: 1) – состоит из нечётного числа различных по высоте нефов 2) – крестообразная форма 3) – храм украшался преимущественно изнутри 4) – строения, увенчанные куполом 5) – сформировался в Византии 6) – прямоугольная, вытянутая форма Базилика Крестово-купольный 4.Запишите термин, о котором идет речь в данном тексте. Укажите как минимум 3 черты, относящиеся к этому понятию. Направление в искусстве конца XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои чувства и впечатления от увиденного. 5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Часто XIX век называют _______________ (А) веком русской литературы. В 19-м веке литература обновила свой формат и стиль, начали развиваться ранее малоизвестные направления. Наблюдался переход от _____________________ (Б) к ________________ (В), тесно связанный с политической тематикой. На свет появилось множество прекрасных стихотворений о любви. Быстрыми темпами развивались ______________________ (Г) произведения, где изображались главные недостатки общественных устоев и делался акцент на людских пороках. Значимая роль отводилась ___________________ (Д) произведениям в период особого кризиса крепостничества. Внимание приковывалось к проблемам ______________ (Е) слоев общества и беспределу власти. Написанное в XIX веке осталось значимым на долгие годы и не потеряло свою актуальность по сей день. Слова представлены в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Слова: 1) – реалистичность, 2) – романтизм, 3) – золотой, 4) – сентиментализм, 5) – серебряный, 6) - богатый, 7) – сатирическое, 8) – историческое, 9) – бедный. 6.Найдите понятие, ко¬то¬рое является обоб¬ща¬ю¬щим для всех осталь¬ных понятий пред-став¬лен¬но¬го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Театр, живопись, искусство, музыка, мораль, архитектура. 7.Что НЕ ЯВЛЯЕТСЯ направлениями модернизма? 1) – импрессионизм 2) – авангардизм 3) – историзм 4) - футуризм 5) - дадаизм 6) - экспрессионизм 7) – романтизм 8.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Серебряный век» справедливо называют временем «великого ___________ (А)», когда искусство являлось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности. Для Серебряного века русской культуры характерно появление таких новых стилей в архитектуре, как ________________ (Б), новорусский стиль, ____________ (В). В этот период зарождается и быстро распространяется ______________ (Г) культура. Ярким примером такого феномена стал невиданный успех ______________________ (Д). В литературе появляются такие новые течения, как _______________ (Е), представленный творчеством А. Ахматовой, Н. Гумилева, ________________ (Ж), связанный с именами А. Блока, К. Бальмонта, А. Белого, ________________ (З), представленный В. Маяковским. В целом значение культуры «серебряного века» для истории нашей страны трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий Россия стала определять мировую моду в искусстве. Слова представлены в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Слова: 1- символизм, 2 – футуризм, 3 – синтез, 4 – народная, 5 – модерн, 6 – регресс, 7 – кинематограф, 8 – акмеизм, 9 – неоклассицизм, 10 – абстракционизм, 11 – массовая. 9. Для каждой позиции из первого столбика подберите нужную позицию из второго. 1) - V – XIV века А) – Эпоха Возрождения 2) – XX века Б) - Эпоха Античности 3) – XVIII век В) – Модерн 4) – 1 четверть XIX века Г) – Эпоха Просвещения 5) – XV – XVI века Д) – Постимпрессионизм 6) - 3 тысячелетие до н. э. Е) - Эпоха Средневековья 7) – 80 – 90 г. XIX века Ж) – Серебряный век 8) – конец XIX – начало XX в.в. З) – Ампир |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Н. Харин | История мировых цивилизаций: учебник и практикум для академического бакалавриата | Москва : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дианова, В. М., Солонин Ю.Н. | Культурология: учебник для вузов | Юрайт// ЭБС Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml | |||
Э2 | www.socioline.ru/node/842 | |||
Э3 | www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321 | |||
Э4 | www.soc.pu.ru | |||
Э5 | www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov | |||
Э6 | www.humanities.edu.ru/db/msg/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |