МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальный аудит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальный аудит

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение теоретических основ экономической деятельности в части технологии организации и проведения социального аудита в системе социальной работы;
формирование у студентов представлений о сущности и содержании социального аудита как формы социального и финансового контроля;
овладение правовыми основами организации аудиторской деятельности в социозащитном учреждении;
освоение технологии социального аудита и методики оценки эффективности реализации социальных услуг населению;
развитие у будущих специалистов контрольно-оценочных компетенций в процессе реализации профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты
ПК-10 способностью к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение понятия "социальный аудит", принципы и виды социального аудита, правовые основы осуществления аудиторской деятельности; подходы к оценке эффективности оказания социальных услуг населению, специфику проведения социального аудита в социозащитном учреждении; технологии социального аудита, направленные на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять критерии и показатели оценки эффективности деятельности социозащитного учреждения; определять качество реализации социальных услуг; составлять аудиторское заключение; анализировать мероприятия по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений к реализации мер по социальной защите нaселения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с различными источниками информации для составления плана проведения социального аудита, заполнения формы аудиторского заключения по итогам социального аудита

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы социального аудита
1.1. Эволюция теории и практики социального аудита Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Национальные системы социальных отношений и аудита Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Формирование российской модели социального аудита
2.1. Характерные черты российской модели социального аудита Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Теоретические основы организации деятельности по социальному аудиту Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Формирование правовой основы социального аудита в России Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Объекты социального аудита
3.1. Аудит системы управления человеческими ресурсами. Аудит охраны труда и окружающей среды Лекции 5 1 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Технология организации и проведения социального аудита. Технологии социального аудита, направленные на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты. Практические 5 2 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Аудит системы управления человеческими ресурсами Сам. работа 5 20 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Механизмы реализации социального аудита
4.1. Процедура проведения социального аудита Лекции 5 1 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.2. Социальный аудит выполнения государственного задания в учреждении социального обслуживания. Анализ мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений к реализации мер по социальной защите нaселения. Практические 5 4 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.3. Методы социального аудита Сам. работа 5 25 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.4. Экзамен Экзамен 5 9 ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Как в самых общих чертах можно определить «аудит»?
2. Какие элементы аудита существовали в России?
3. Назовите основные черты финансового аудита.
4. Как можно объяснить интеграцию экономических и социальных отношений при переходе от индустриального общества к постиндустриальному?
5. В чем меняются критерии эффективности деятельности организации?
6. Какова роль социокультурных факторов в эволюции управления социальными отношениями?
7. Что является предметом социального аудита, его объектом и целями?
8. В чем заключается заинтересованность в социальном аудите его пользователей?
9. Какие страны используют социальную отчетность и почему?
10. Какие виды и формы СА вы можете назвать?
11. Какие составляющие включает в себя понятие «социальная ответственность»?
12. Какова роль исторического фактора в формировании современного понимания социальной ответственности?
13. В чем состоит социальная ответственность государственной власти, бизнес-сообщества и профсоюзов?
14. Какова роль социального аудита в повышении ответственности всех сторон социального партнерства?
15. В какую сферу международно-правового регулирования включается социальный аудит?
16. Какие международно - правовые акты можно отнести к сферере - гулирования социального удита?
17. Что общее, касающееся обеспечения основных прав человека, имеется в универсальных международных договорах?


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Аудит и аудиторская деятельность: понятие, признаки.
2.Значение аудиторской деятельности в системе социальной работы.
3.Правовая основа осуществления аудита в социальной работе.
4.Виды аудиторской деятельности.
5.Сущность и содержание социального аудита.
6.Задачи социального аудита.
7.Субъекты социального аудита.
8.Требования к социальному аудитору.
9.Принципы осуществления социального аудита.
10.Процедуры проведения социального аудита.
11.Направления аудиторского контроля.
12.Критерии и показатели оценки деятельности учреждения социального обслуживания.
13.Критерии качества реабилитационного процесса в учреждении социального обслуживания.
14.Требования к подготовке и проведению социального аудита.
15.Планирование деятельности по социальному аудиту.
16.Положение о социальном аудите: значение, структура.
17.Технология социального аудита качества реализации социальных услуг населению.
18.Матрица социальных услуг.
19.Квалиметрические правила оценки реализации социальных услуг населению.
20.Аудит льгот, пособий и социальных выплат.
21.Бюджет социальных услуг: определение, технология разработки.
22.Социальный аудит в автономном учреждении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова, Е.С. Основы аудита: учебно-практическое пособие Москва : Евразийский открытый институт, 2011  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90829
Л1.2 Ендовицкий Д.А.,  Панина И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2015  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118286
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Макарова, Л.Г. Основы аудиторской деятельности : сборник статей Москва : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Рогуленко, Т.М., Пономарева С.В. Основы аудита: учебник Москва : Издательство «Флинта», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103823
Л2.3 Кеворкова Ж.А., Карпова Т.П., Савин А.А., Внутренний аудит: учебное пособие Москва : Юнити-Дана,, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119525
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/] www.consultant.ru
Э2 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/] www.garant.ru
Э3 Социальный аудит / Сост. Шулус А.А., Попов Ю.Н. – М.: АТиСО, 2008. – 620 с. www.booksgid.com
Э4 Аудиторская деятельность Минфн России www.minfin.ru
Э5 Курс в Moodle «Социальный аудит» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.