Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-4-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | 3 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 0 | 0 | 4 | 0 | |
Практические | 0 | 6 | 34 | 6 | 34 | |
Сам. работа | 32 | 62 | 74 | 94 | 74 | |
Часы на контроль | 0 | 0 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 36 | 0 | 72 | 112 | 108 | 112 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой к. психол. н., доцент Волкова Т.Г.
1.1. | Целью данного курса является: Теоретическое и практическое знакомство с методами, используемыми в психологических исследованиях Задачи курса: 1. Получение студентами знаний о специфике качественного подхода в психологическом исследовании. 2. Формирование навыков применения общепсихологических методов в психологическом исследовании. 3. Отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов. 4. Способствовать развитию навыков наблюдательности, коммуникативной грамотности, самопонимания, самопознания и прочих рефлексивных способностей как профессионально важных качеств. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.21 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-7 | способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О методах исследования в психологии; процедуах получения и описания эмпирических данных; стандартных способах представления и обработки данных и анализа результатов; планировании эмпирических исследований; эксперименте и его разновидности в различных психологических школах, представленных как типы исследования в психологии. О психологических измерениях: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать: виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; метод наблюдения в психологии и его разновидности виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная; методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал; Уметь: подготовить и провести частично стандартизированной беседы; составлять программу наблюдения и обрабативать результаты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения; навыки ведения наблюдения, навыки обработки и интерпретации протоколов наблюдения; навыки ведения беседы; отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основания использования методов в психологическом исследовании. | ||||||
1.1. | Общая система методов исследования психологии. | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.10, Л1.9, Л1.1, Л2.6 |
1.2. | Общая система методов исследования психологии. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.9, Л1.1, Л1.2, Л2.6 |
1.3. | Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.5, Л1.10, Л2.6 |
Раздел 2. Использование метода наблюдения в психологическом исследовании. | ||||||
2.1. | Общая характеристика метода наблюдения | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.7, Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.8, Л2.6 |
2.2. | Общая характеристика метода наблюдения | Сам. работа | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7, Л2.5, Л1.3 |
2.3. | Метод наблюдения при анализе невербальной коммуникации. | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.3, Л1.7, Л2.4, Л2.2, Л1.4 |
2.4. | Метод наблюдения при анализе невербальной коммуникации. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.7, Л1.8, Л2.7 |
2.5. | Некоторые аспекты применения метода наблюдения в клинической психологии. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7, Л2.2, Л2.9 |
2.6. | Субъектное, объектное отношение психолога к клиенту, как фактор, влияющий на результат наблюдения. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.5, Л1.8, Л1.1, Л2.7, Л2.6 |
2.7. | Некоторые аспекты применения метода наблюдения в клинической психологии. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7, Л1.5, Л2.7, Л2.6 |
2.8. | Субъектное, объектное отношение психолога к клиенту, как фактор, влияющий на результат наблюдения. | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.8, Л1.1, Л2.7, Л2.6 |
2.9. | Стандартизированное наблюдение: протоколирование. Признаки и индикаторы психологических свойств и сотояний. Диагностически значимые ситуации. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.3, Л1.10, Л1.1, Л1.3 |
2.10. | Стандартизированное наблюдение: протоколирование. Признаки и индикаторы психологических свойств и сотояний. Диагностически значимые ситуации. | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-6, ПК-7 | Л2.3, Л1.10, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Вербально-коммуникативные методы в психологическом исследовании. | ||||||
3.1. | Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.4, Л2.6 |
3.2. | Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.4, Л2.6 |
3.3. | Доминирующие каналы коммуникации (аудиальный, визуальный, кинестетический), их вербальная презентация. | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.3, Л2.7, Л1.4, Л2.6 |
3.4. | Доминирующие каналы коммуникации (аудиальный, визуальный, кинестетический), их вербальная презентация. | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.3, Л2.7, Л1.4, Л2.6 |
3.5. | Психологический анализ речи и типы вопросов | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.8, Л2.7 |
3.6. | Опрос. Виды опросов. Анкетирование | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.3, Л2.6 |
3.7. | Биографический метод в психологическом исследовании | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.4, Л2.6 |
3.8. | Биографический метод в психологическом исследовании | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.3, Л1.4, Л2.6 |
Раздел 4. Общая характеристика эмпирического имсследования в психологии | ||||||
4.1. | Постановка и анализ проблемы исследования | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7, Л1.10 |
4.2. | Способы и принципы формулировки гипотез психологического исследования | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.5, Л1.10 |
4.3. | Составление логического плана и программы и программы психологичекого исследования | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.5, Л1.10 |
4.4. | Формулировки проблемы, цели, объекта, предмета психологического исследования | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.10 |
4.5. | Формулировки научных гипотез психологического исследования | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.10 |
4.6. | Эмпирические методы сбора данных исследования | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.5 |
4.7. | Психологические измерения в психологии | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
4.8. | Понятие нормального распределения | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
4.9. | Анализ структуры эмпирического исследования в психологии | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.5 |
4.10. | Типы измерительных шкал в психологии | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.5 |
4.11. | Измерительные шкалы в психологическом исследовании | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
4.12. | Понятие описательных статистик в психологическом исследовании | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
4.13. | Критерии сравнения средних в психологических исследованиях | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
4.14. | Корреляционные исследования в психологии | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
4.15. | Параметрические и непараметрические математико-статистические методы психологического исследования | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
Раздел 5. Измерение психических состояний в психологии | ||||||
5.1. | Методики изучения психологических свойств человека как субъекта деятельности | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
5.2. | Виды описательных статистик: размах, медиана, мода, среднее арифметическое, дисперсия, среднеквадратическое отклонение | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-7 | Л1.6 |
5.3. | Определение абсолютного порога кожных пространственных ощущений | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.6 |
5.4. | Изучение порогов ощущений | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.6 |
5.5. | Особенности восприятия формы при пассивном и активном восприятии | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.6 |
5.6. | Исследование индивидуальных особенностей восприятия | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.1 |
5.7. | Измерение объема восприятия | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.6 |
5.8. | Исследования состояния фрустрации личности | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7, Л2.6 |
5.9. | Геометрические иллюзии зрительного восприятия (Иллюзия Мюллера-Лайера) | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.6 |
5.10. | Зрительные иллюзии | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.6 |
5.11. | Изучение процессов психической регуляции: внимания, психомоторики и саморегуляции | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.1 |
5.12. | Исследование устойчивости внимания (Методика Рисса) | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.1 |
5.13. | Исследование закономерностей распределения внимания корректурным методом Б.Бурдона | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.6 |
5.14. | Исследование колебания внимания | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.1 |
5.15. | Изучение особенностей переключения внимания | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.1, Л1.6 |
5.16. | Изучение особенностей переключения внимания (с помощью проб Крепелина) | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.1 |
5.17. | Изучение особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева) | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.6 |
5.18. | Эффект Струпа: анализ автоматических процессов переработки информации | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.6 |
5.19. | Анализ нервно-психической устойчивости человека | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л2.6 |
5.20. | Способы исследования напряженности личности | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7, Л2.6 |
5.21. | Исследование уровня притязаний личности (методика Ф.Хоппе) | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
5.22. | Моторная проба Шварцландера | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
5.23. | Исследование самооценки (методика Дембо-Рубинштейн) | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-6, ПК-7 | Л1.7 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. М. Руденко | Экспериментальная психология: [учеб. пособие] | Ростов н/Д: Феникс, 2011 | |
Л1.2 | Третьяк Л. Н., Воробьев А. Л. ; Под общ. ред. Третьяк Л.Н. | Основы теории и практики обработки экспериментальных данных: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М.: Издательство Юрайт, 2019 // ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru |
Л1.3 | В. Б. Хозиев | Практикум по общей психологии: Учебное пособие | М. : Академия, 2009 | |
Л1.4 | Елисеев О.П. | Практикум по психологии личности: Серия: Практикум | Питер, 2008 | |
Л1.5 | Хозиев В.Б. | Практикум по общей психологии: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
Л1.6 | А. М. Руденко | Психологический практикум: учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д: Феникс, 2010 | |
Л1.7 | под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева | Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для вузов | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
Л1.8 | Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина | Психология общения: учеб. пособие | СПб.: Питер, 2012 | |
Л1.9 | Вараксин В.Н., Казанцева Е.В. | Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие | Ростов н/Д: Феникс, 2012 | |
Л1.10 | Гусев А.Н., Уточкин И.С. | Психологические измерения: Теория. Методы: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л., Фельдштейн Д.И. | Практикум по общей психологии: учеб. пособие | М.: [МПСИ, 2006 | |
Л2.2 | Урунтаева Г. А. | Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие. | М. : Академия,, 2009 | |
Л2.3 | Т. В. Дубинина | Экспериментальная психология: (вводный курс лекций с комментариями) | Барнаул, 2005 | |
Л2.4 | Сластенин В. А. | Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
Л2.5 | Хозиев В.Б. | Практикум по общей психологии: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2007 | |
Л2.6 | Горбатов Д.С. | Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие | Дом БАХРАХ-М, 2003 | |
Л2.7 | Панфилова А.П. | Теория и практика общения: учебник | М.: Академия, 2007 | |
Л2.8 | Елесеев О.П. | Практикум по психологии личности : учебное пособие | Питер, 2007 | |
Л2.9 | Л. С. Подымова и др. ; под ред. В. А. Сластенина. | Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов | М. : Академия, , 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э2 | http://www.annualreviews.org/journal/psych | |||
Э3 | http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology | |||
Э4 | http://www.springerlink.com/humanities-social-sciences-and-law/books/ | |||
Э5 | http://elibrary.ru/titles.asp | |||
Э6 | http://www.springerlink.com/behavioral-science/ | |||
Э7 | http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925 | |||
Э8 | http://psylib.kiev.ua/ | |||
Э9 | http://azps.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система АГУ (http://elibrary.asu.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |