Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | Изучение философии права направлено на формирование у обучающихся профессиональных компетенций |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | новейшие отечественные и зарубежные исследовательские методы, способствующие формулированию целей, постановке конкретных задач научных исследований в области философии права и их решению их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологийй |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно применять новейшие отечественные и зарубежные исследовательские методы, способствующие формулированию целей, постановке конкретных задач научных исследований в области философии права и их решению их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками самостоятельного применения новейших отечественных и зарубежных исследовательских методов, способствующих формулированию целей, постановке конкретных задач научных исследований в области философии права и их решению их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Философия права как наука | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Философия права как наука | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Предмет философии права. Проблема сущности права. | Практические | 2 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Предмет философии права. Проблема сущности права. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Основные формы рефлексии права | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Основные формы рефлексии права | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. | Практические | 2 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Основные философские концепции права | Лекции | 2 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Основные философские концепции права | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Сущность и типология философских концепций права. | Практические | 2 | 8 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Сущность и типология философских концепций права. | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Понятие философского мировоззрения, его роль в развитии права. 2. Сущность и направления взаимодействия философии и правовых наук. 3. Предмет и структура философии права 4. Основные функции философии права. 5. Специфика философских проблем правовой деятельности. 6. Понятие права. Право в системе социальных норм. 7. Право как рефлексивная система. Основные типы рефлексии права. 8. Философско-мировоззренческие основания рефлексии права. 9. Понятие юридического мировоззрения. 10. Правовая действительность как объект эмпирического познания. 11. Понятие и социо-гуманитарная природа юридической науки. 12. Исторические типы рациональности в юридической науке. 13. Интуитивно-психологические формы рефлексии права. 14. Бессознательное и его проявления в правовой жизни. 15. Понятия правового менталитета и интуитивного права. 16. Духовно-мистические формы рефлексии права. 17. Анимистическое восприятие правовых явлений. 18. Мифологическое мировоззрение и право. 19. Религиозное понимание права. Божественный закон. 20. Философские подходы к пониманию природы права. 21. Космизм как вид философской рефлексии права. 22. Антропоцентризм, его проявления в области права. 23. Рационально-гуманистическая рефлексия права. 24. Субъект-объектный аналитизм и право. 25. Неклассическая рефлексия права. Иррационализм и право. 26. Философско-идеологический подход в философии права. 27. Позитивистский тип правовой рефлексии, его эволюция. 28. Герменевтика как современное течение в философско-правовой мысли. 29. Понятие феноменологии права. 30. Проблемы онтологии права. Право и синергетика. 31. Взаимодействие права с культурой и цивилизацией. 32. Право как нормативно-властная форма свободы человека в обществе. 33. Гносеология права. Проблема истины в праве. 34. Аксиологическая проблематика правовых наук. Право и ценности. 35. Понятие, содержание, структура методологии права. 36. Интеграция правового знания. Модерн и постмодерн в праве. 37. Деятельностный подход в понимании правовой действительности. 38. Характерные черты российской философско-правовой мысли. Практические задания Задание 1. Отметьте русских философов, занимавшихся разработкой проблем философии права: 1.В.С.Соловьёв 2.А.И.Герцен 3.П.И.Новгородцев 4.Б.А,Кистяковский 5.Н.Г.Чернышевский 6.Н.А.Добролюбов 7.Б.Н.Чичерин 8.М.В.Петрашевский Задание 2. Перечислите основные разделы философии права и исследуемые ими проблемы. Задание 3. Отнесите философов к соответствующей ветви теории естественного права: 1.Ж.-Ж.Руссо А.Рационалистическая школа 2.Дж.Локк Б.Эмпирическая школа 3.Ш.де Монтескьё 4.Т.Гоббс 5.Д.Юм 6.Вольтер Задание 4. Выделяют три центральных подхода к пониманию права: ценностный, нормативный и социологический. Охарактеризуйте кратко каждый из них. Задание 5. “Право возникло для упорядочивания отношений между отдельными родами. Рода сначала враждовали друг с другом, позже они заключили перемирия, затем определённые правила, которые трансформировались в договора примирения, в которых устанавливались определённые санкции за нарушение договора. Со временем отношения усложнялись, количество договоров и нарушений этих договоров возрастало и в последующем возникло право. Право не могло возникнуть внутри рода, так как внутри одного рода конфликты почти отсутствовали, а если и возникали, то разрешались очень быстро”. О какой теории права идёт речь? Задание 6. Одна из проблем, исследуемых философией права - выявление связи права и закона, права, закона и государства. Назовите еще две проблемы, которые изучает философия права? Задание 7. В настоящее время в юридической науке выделяют 3 основных вида права – естественное, позитивное и гуманистическое. Раскройте содержание этих разделов права |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. | ФИЛОСОФИЯ ПРАВА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Назарова, В. С. | Философия права: учебное пособие для магистратуры | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/53BD1511-15FD-4933-97FF-A6B919EEBAF0 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека «Гумер» | www.gumer.info | ||
Э2 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам | window.edu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека eLibrary.ru | elibrary.ru | ||
Э4 | Российское образование. Федеральный образовательный портал. | www.edu.ru | ||
Э5 | Abuss: Библиотека, архив, закрома. | abuss.narod.ru | ||
Э6 | Infolio – Университетская электронная библиотека | www.infoliolib.info | ||
Э7 | Курс в moodle "Философия права" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |