МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 76
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Философия права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение философии права направлено на формирование у обучающихся профессиональных компетенций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.новейшие отечественные и зарубежные исследовательские методы, способствующие формулированию целей, постановке конкретных задач научных исследований в области философии права и их решению их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологийй
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно применять новейшие отечественные и зарубежные исследовательские методы, способствующие формулированию целей, постановке конкретных задач научных исследований в области философии права и их решению их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного применения новейших отечественных и зарубежных исследовательских методов, способствующих формулированию целей, постановке конкретных задач научных исследований в области философии права и их решению их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Философия права как наука Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Философия права как наука Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Предмет философии права. Проблема сущности права. Практические 2 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.4. Предмет философии права. Проблема сущности права. Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные формы рефлексии права Лекции 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.6. Основные формы рефлексии права Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.7. Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. Практические 2 6 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.8. Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. Правовые Интуитивно-психологические и духовно-мистические формы рефлексии права. Сам. работа 2 14 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.9. Основные философские концепции права Лекции 2 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.10. Основные философские концепции права Сам. работа 2 16 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.11. Сущность и типология философских концепций права. Практические 2 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.12. Сущность и типология философских концепций права. Сам. работа 2 16 ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы

1. Понятие философского мировоззрения, его роль в развитии права.
2. Сущность и направления взаимодействия философии и правовых наук.
3. Предмет и структура философии права
4. Основные функции философии права.
5. Специфика философских проблем правовой деятельности.
6. Понятие права. Право в системе социальных норм.
7. Право как рефлексивная система. Основные типы рефлексии права.
8. Философско-мировоззренческие основания рефлексии права.
9. Понятие юридического мировоззрения.
10. Правовая действительность как объект эмпирического познания.
11. Понятие и социо-гуманитарная природа юридической науки.
12. Исторические типы рациональности в юридической науке.
13. Интуитивно-психологические формы рефлексии права.
14. Бессознательное и его проявления в правовой жизни.
15. Понятия правового менталитета и интуитивного права.
16. Духовно-мистические формы рефлексии права.
17. Анимистическое восприятие правовых явлений.
18. Мифологическое мировоззрение и право.
19. Религиозное понимание права. Божественный закон.
20. Философские подходы к пониманию природы права.
21. Космизм как вид философской рефлексии права.
22. Антропоцентризм, его проявления в области права.
23. Рационально-гуманистическая рефлексия права.
24. Субъект-объектный аналитизм и право.
25. Неклассическая рефлексия права. Иррационализм и право.
26. Философско-идеологический подход в философии права.
27. Позитивистский тип правовой рефлексии, его эволюция.
28. Герменевтика как современное течение в философско-правовой мысли.
29. Понятие феноменологии права.
30. Проблемы онтологии права. Право и синергетика.
31. Взаимодействие права с культурой и цивилизацией.
32. Право как нормативно-властная форма свободы человека в обществе.
33. Гносеология права. Проблема истины в праве.
34. Аксиологическая проблематика правовых наук. Право и ценности.
35. Понятие, содержание, структура методологии права.
36. Интеграция правового знания. Модерн и постмодерн в праве.
37. Деятельностный подход в понимании правовой действительности.
38. Характерные черты российской философско-правовой мысли.
Практические задания
Задание 1.
Отметьте русских философов, занимавшихся разработкой проблем философии права:
1.В.С.Соловьёв
2.А.И.Герцен
3.П.И.Новгородцев
4.Б.А,Кистяковский
5.Н.Г.Чернышевский
6.Н.А.Добролюбов
7.Б.Н.Чичерин
8.М.В.Петрашевский

Задание 2.
Перечислите основные разделы философии права и исследуемые ими проблемы.

Задание 3.
Отнесите философов к соответствующей ветви теории естественного права:

1.Ж.-Ж.Руссо А.Рационалистическая школа
2.Дж.Локк Б.Эмпирическая школа
3.Ш.де Монтескьё
4.Т.Гоббс
5.Д.Юм
6.Вольтер

Задание 4.
Выделяют три центральных подхода к пониманию права: ценностный, нормативный и социологический. Охарактеризуйте кратко каждый из них.

Задание 5.
“Право возникло для упорядочивания отношений между отдельными родами. Рода сначала враждовали друг с другом, позже они заключили перемирия, затем определённые правила, которые трансформировались в договора примирения, в которых устанавливались определённые санкции за нарушение договора. Со временем отношения усложнялись, количество договоров и нарушений этих договоров возрастало и в последующем возникло право. Право не могло возникнуть внутри рода, так как внутри одного рода конфликты почти отсутствовали, а если и возникали, то разрешались очень быстро”.
О какой теории права идёт речь?

Задание 6.
Одна из проблем, исследуемых философией права - выявление связи права и закона, права, закона и государства. Назовите еще две проблемы, которые изучает философия права?
Задание 7.
В настоящее время в юридической науке выделяют 3 основных вида права – естественное, позитивное и гуманистическое. Раскройте содержание этих разделов права
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Назарова, В. С. Философия права: учебное пособие для магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/53BD1511-15FD-4933-97FF-A6B919EEBAF0
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Философия права" portal.edu.asu.ru
Э2 Infolio – Университетская электронная библиотека www.infoliolib.info
Э3 Abuss: Библиотека, архив, закрома. abuss.narod.ru
Э4 Российское образование. Федеральный образовательный портал. www.edu.ru
Э5 Научная электронная библиотека eLibrary.ru elibrary.ru
Э6 Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu.ru
Э7 Библиотека «Гумер» www.gumer.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.