МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология русской культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология русской культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать получению студентами знаний, необходимых для понимания и объяснения социальных фактов в истории русской культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фундаментальные теории и концепции, базовые понятия и идеи классиков социологии русской культуры, позволяющие самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий






Назвать: Экономические, политические, интеллектуально-духовные, физические (виталистские) факторы в структуре культуры. Варианты их взаимодействия в исторических типах социальности и духовности. Интеллектуально-духовная сила и ее производные как компоненты духовной жизни.
Перечислить различие подходов к объяснению культурного развития. Типы и модели культурных изменений.

Назвать: Отличительные особенности концепции социокультурного развития.
Сущность культурной жизни современного российского общества.

Уточнить специфику культурной жизни российского общества: социокультурные и экономико-политические особенности. Дилемма «Восток - Запад» в контексте российской культурной жизни. Роль интеллигенции в продуцировании духовной жизни. Поиски русскими мыслителями духовных ориентиров – истины, добра, красоты.


Назвать: Отличительные особенности культурной жизни в досоветский, советский и постсоветский периоды: формы проявления, актуальное и фундаментальное.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о фундаментальных теориях и концепциях, базовых понятиях и идеях классиков социологии русской культуры, позволяющие самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний фундаментальных теорий и концепций, базовых понятий и идей классиков социологии русской культуры, позволяющие самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социология культуры"
1.1. Досоциологический этап в изучении русской культуры. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Досоциологический этап в изучении русской культуры. Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Социология русской культуры в системе социальных и гуманитарных наук. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Социология русской культуры в системе социальных и гуманитарных наук. Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Социология русской культуры в системе социальных и гуманитарных наук. Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Досоциологический этап в изучении русской культуры и становление социологии русской культуры Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Досоциологический этап в изучении русской культуры и становление социологии русской культуры Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Досоциологический этап в изучении русской культуры и становление социологии русской культуры Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Исследовательские подходы в социологии русской культуры. Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. Исследовательские подходы в социологии русской культуры. Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Исследовательские подходы в социологии русской культуры. Сам. работа 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.12. «Понимающая социология» культуры М. Вебера Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.13. «Понимающая социология» культуры М. Вебера Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.14. «Понимающая социология» культуры М. Вебера Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.15. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.16. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.17. «Социокультурная динамика» П. Сорокина Сам. работа 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.18. Социология культуры западного постмодернизма. Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.19. Актуальные проблемы развития современной культуры в России. Лекции 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.20. Актуальные проблемы развития современной культуры в России. Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.21. Актуальные проблемы развития современной культуры в России. Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.22. Социология русской культуры в России. Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.23. Социология русской культуры в России Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.24. Русская культура как система Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.25. Русская культура как система Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.26. Русская культура как система Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.27. Социальная типология русской культуры Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.28. Закономерности и направленность социокультурного развития в России Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.29. Массовое общество и массовая культура в России Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.30. Управление и регулирование в области культурных процессов в России. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.31. Методы социологического исследования русской культуры. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.32. Тенденции социокультурного развития российского общества в начале XXI века Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Объект социологии русской культуры и его характеристика.
2. Место социологии русской культуры в системе социальных и гуманитарных наук.
3. Полипардигмальность социологии русской культуры. Классификация исследовательских подходов.
4. Детерминистский подход в социологии русской культуры.
5. Функционалистский и структурно-функционалистский подходы в социологии русской культуры.
6. Методология символического интеракционизма в исследовании русской культуры.
7. Специфика изучения культуры в феноменологической социологии.
8. Этнометодологические способы исследования русской культуры.
9. Определяющие черты системного подхода в социологии русской культуры.
10. «Социокультурная динамика» П.Сорокина.
11. Методологический потенциал культурвитализма в социологии русской культуры.
12. Постмодернизм как социокультурное течение.
13. Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна.
14. Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры.
15. Национальной своеобразие социологии русской культуры.
16. Русские религиозные философы о социологии русской культуры.
17. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин, В.Боткин, П.Анненков, К. Кавелин, М.Катков, Б.Чичерин и др.).
18. Консервативно-почвенническая социология русской культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов).
19. Радикалистская социология русской культуры (В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, В.Зайцев, и др.).
20. Народническая и анархистская социология русской культуры (П.Лавров, Н.Михайловский, С.Южаков, В.Воронцов, И. Каблиц, М.Бакунин, С.Нечаев, П.Кропоткин и др.).
21. Большевистская социология русской культуры (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский).
22. Социологические концепции культуры русского зарубежья (Н.Бердяев, И.Ильин, Г.Федотов, В.Ильин, П.Савицкий, Н.Трубецкой, Н.Устрялов, В.Ключников и др.).
23. Морфология культуры: классификация структурных элементов.
24. «Простые» элементы культуры.
25. «Синтетические элементы культурной системы.
26. Духовно-комплексные элементы культуры: миф и религия, философия и наука, мораль, право, искусство, идеология.
27. Социальные функции культуры.
28. Многообразие типологий культур.
29. Культуры исторических общностей.
30. Социально-групповые субкультуры.
31. Диалектика устойчивости и изменчивости в культурном бытии.
32. Механизмы культурного воспроизводства.
33. Модернизация и жизненные силы национальных культур.
34. Различие подходов к объяснению культурного развития. Типы культурных изменений.
35. Источники, факторы и механизмы культурного развития.
36. Линеарные, циклические и конверсионные модели культурного развития.
37. Концепции культурного развития Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, Ю. Лотмана, Л. Гумилева.
38. Соотношение управления, регулирования и саморегуляции в культурных процессах.
39. Культурная политика: понятие, содержание, цели.
40. Культурная политика в современной России.
41. Методы социологического изучения культуры.
42. Мировые тенденции культурного развития в начале XXI века.
43. Современная социокультурная ситуация в России.
Практические задания
1.Дайте наиболее распространённые определения понятиям «культура» и «искусство». Выделите общие черты и различия
Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим.
Искусство — особая форма духовного освоения действительности, основанная на образном (художественном) мира. В широком смысле слова понятие «искусство» означает, всякое мастерство, искусно выполненную деятельность, результатом которой становится искусственное по сравнению с естественным, природным
Общее:
1.Отражают реальную жизнь общества;
2.Могут представлять из себя плод как физического, так и интеллектуального труда;
Различие:
1.Культура намного более широкое понятие, включающее в себя помимо искусства также материальную культуру, язык и так далее;
2.Культура создаётся намного более широким кругом людей, является менее элитарным;
3.Культура включает в себя нравы и обычаи, регулирующие жизнь общества, тогда как искусства преобразует их в виде образов;

2.Назовите ряд функций искусства. Раскройте каждую функцию на примере конкретного произведения русского искусства
Произведение - «Преступление и наказание»
1.Эстетическая функция - позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
Проявляется в сложном языке романа, формирующего вкус к нелёгкой в восприятии литературы.
2.Социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
Достоевский с христианской позиции критикует идеи наполеонизма, желая таким образом осудить их распространение в обществе 1860-х;
3.Компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
Достоевский сам жил в бедности и страдал от болезни, поэтому процесс творчества помогал ему на время уйти от своих проблем;
4.Гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
Переживания за судьбу Родиона приносит удовольствие: читая, вы волнуетесь за него, вам может быть даже грустно, но вы сознательно идёте на эту грусть, потому что она вам нравится.
5.Познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
Роман исследует царившие тогда в обществе настроения, что убийство одного человека может помочь многим другим. Эти настроения были актуальны в связи с распространением идей народничества и появлением первых террористов, таких как Дмитрий Каракозов.
6.Прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
Более редко реализующаяся функция. Пример — знаменитый случай с описанным за 14 лет до крушения «Титаника» крушением корабля «Титан» в одноимённом романе Моргана Робертсона.
7.Воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Прочитав этот роман в школе, можно пересмотреть свои взгляды на жизнь, смерть, насилие и многое другое.

3.Одни из основных подходов к изучению культуры — философский, антропологический и социологический. Какие главные функции культуры выделяет каждый подход? Какие структурные элементы в культуре они выделяют? Какой приоритетный метод исследования культуры характерен для каждого подхода?
Философский подход Антропологический подход Социологический подход
Функции Креативная (творение бытия человеком или для человека)


Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей Латентность (поддержание образца) и социализация
Структурные элементы Идеи и их материальное воплощение
Артефакты, верования, обычаи и т.д. Ценности, нормы и значения
Приоритетный метод Диалектический


Эволюционный Структурно-функциональный

4.Какими признаками обладает произведение искусства? Используя их, докажите, что «Чёрный квадрат» является произведением искусства.
Признаки:
1.Искусство создаётся в эстетических целях
Малевич доказывал, что любое преобразование простейших геометрических форм является уродованием того, что и так прекрасно, поэтому чёрный квадрат как идеальная форма в плане как геометрии, так и цвета, является эстетичным
2. Искусство оперирует образами или чистой гармонией (музыка), которая также создаёт образы в сознании воспринимающего.
Чёрный квадрат сам по себе достаточно необычный и привлекающий внимание образ, который вызывает ассоциации с темнотой, космосом, хаосом, смертью.
3. Искусство апеллирует к чувствам, эмоциям и ассоциативным связям
В данном случае картину можно воспринять на уровне чувств (красиво/некрасиво), так и на уровне ассоциаций (символика картины)

5.Приведите определения материальной и духовной культуры. Могут ли они существовать отдельно друг от друга? Приведите примеры из русской культуры.
Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.
Однако эти два вида культуры не могут существовать обособленно. Чтобы идеи существовали, их надо передавать, а эффективнее всего это делать через письменные источники. Пример - «Домострой», культивировавший патриархальные идеи не только через личное общение, но и через чтение книги.

6.Как вы считаете, какой вид искусства является центральным в русской культуре 20 века?
В отличие от 19 века, в котором явно доминировала литература, в 20 веке ведущие направления в искусстве сменялись. В первые 30 лет доминировали поэзия и живописный авангард. В конце 20-х серебряный век изжил себя, а авангард был признан властью нежелательным. При Сталине важное значение имела архитектура, демонстрировавшая величие советской власти (например, «Родина-мать»). Во второй половине 20 века наиболее важным стал кинематограф.

7.Какого деятеля культуры а вы можете назвать самым важным в истории русской культуры 20 века?
На мой взгляд, наиболее важным для русского искусства того времени деятелем является Сергей Дягилев. Он не был творцом в полноценном смысле, однако именно он оказал решающее значение в том, что русское искусство стало интернациональным. Благодаря его русским сезонам русское искусство стало самым модным в Европе, его поддержка помогла реализоваться многим деятелям авангарда.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. А. Брушкова Социология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov www.humanities.edu.ru/db/msg/ ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э2 Курс в moodle "Социология русской культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.