Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | Способствовать получению студентами знаний, необходимых для понимания и объяснения социальных фактов в истории русской культуры. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | фундаментальные теории и концепции, базовые понятия и идеи классиков социологии русской культуры, позволяющие самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий Назвать: Экономические, политические, интеллектуально-духовные, физические (виталистские) факторы в структуре культуры. Варианты их взаимодействия в исторических типах социальности и духовности. Интеллектуально-духовная сила и ее производные как компоненты духовной жизни. Перечислить различие подходов к объяснению культурного развития. Типы и модели культурных изменений. Назвать: Отличительные особенности концепции социокультурного развития. Сущность культурной жизни современного российского общества. Уточнить специфику культурной жизни российского общества: социокультурные и экономико-политические особенности. Дилемма «Восток - Запад» в контексте российской культурной жизни. Роль интеллигенции в продуцировании духовной жизни. Поиски русскими мыслителями духовных ориентиров – истины, добра, красоты. Назвать: Отличительные особенности культурной жизни в досоветский, советский и постсоветский периоды: формы проявления, актуальное и фундаментальное. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знания о фундаментальных теориях и концепциях, базовых понятиях и идеях классиков социологии русской культуры, позволяющие самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения знаний фундаментальных теорий и концепций, базовых понятий и идей классиков социологии русской культуры, позволяющие самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Социология культуры" | ||||||
1.1. | Досоциологический этап в изучении русской культуры. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Досоциологический этап в изучении русской культуры. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Социология русской культуры в системе социальных и гуманитарных наук. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Социология русской культуры в системе социальных и гуманитарных наук. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Социология русской культуры в системе социальных и гуманитарных наук. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Досоциологический этап в изучении русской культуры и становление социологии русской культуры | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Досоциологический этап в изучении русской культуры и становление социологии русской культуры | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Досоциологический этап в изучении русской культуры и становление социологии русской культуры | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Исследовательские подходы в социологии русской культуры. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Исследовательские подходы в социологии русской культуры. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Исследовательские подходы в социологии русской культуры. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | «Понимающая социология» культуры М. Вебера | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | «Понимающая социология» культуры М. Вебера | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | «Понимающая социология» культуры М. Вебера | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | «Социокультурная динамика» П. Сорокина | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | «Социокультурная динамика» П. Сорокина | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | «Социокультурная динамика» П. Сорокина | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Социология культуры западного постмодернизма. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Актуальные проблемы развития современной культуры в России. | Лекции | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Актуальные проблемы развития современной культуры в России. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Актуальные проблемы развития современной культуры в России. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.22. | Социология русской культуры в России. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.23. | Социология русской культуры в России | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.24. | Русская культура как система | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.25. | Русская культура как система | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.26. | Русская культура как система | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.27. | Социальная типология русской культуры | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.28. | Закономерности и направленность социокультурного развития в России | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.29. | Массовое общество и массовая культура в России | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.30. | Управление и регулирование в области культурных процессов в России. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.31. | Методы социологического исследования русской культуры. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.32. | Тенденции социокультурного развития российского общества в начале XXI века | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Объект социологии русской культуры и его характеристика. 2. Место социологии русской культуры в системе социальных и гуманитарных наук. 3. Полипардигмальность социологии русской культуры. Классификация исследовательских подходов. 4. Детерминистский подход в социологии русской культуры. 5. Функционалистский и структурно-функционалистский подходы в социологии русской культуры. 6. Методология символического интеракционизма в исследовании русской культуры. 7. Специфика изучения культуры в феноменологической социологии. 8. Этнометодологические способы исследования русской культуры. 9. Определяющие черты системного подхода в социологии русской культуры. 10. «Социокультурная динамика» П.Сорокина. 11. Методологический потенциал культурвитализма в социологии русской культуры. 12. Постмодернизм как социокультурное течение. 13. Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна. 14. Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры. 15. Национальной своеобразие социологии русской культуры. 16. Русские религиозные философы о социологии русской культуры. 17. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин, В.Боткин, П.Анненков, К. Кавелин, М.Катков, Б.Чичерин и др.). 18. Консервативно-почвенническая социология русской культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов). 19. Радикалистская социология русской культуры (В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, В.Зайцев, и др.). 20. Народническая и анархистская социология русской культуры (П.Лавров, Н.Михайловский, С.Южаков, В.Воронцов, И. Каблиц, М.Бакунин, С.Нечаев, П.Кропоткин и др.). 21. Большевистская социология русской культуры (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский). 22. Социологические концепции культуры русского зарубежья (Н.Бердяев, И.Ильин, Г.Федотов, В.Ильин, П.Савицкий, Н.Трубецкой, Н.Устрялов, В.Ключников и др.). 23. Морфология культуры: классификация структурных элементов. 24. «Простые» элементы культуры. 25. «Синтетические элементы культурной системы. 26. Духовно-комплексные элементы культуры: миф и религия, философия и наука, мораль, право, искусство, идеология. 27. Социальные функции культуры. 28. Многообразие типологий культур. 29. Культуры исторических общностей. 30. Социально-групповые субкультуры. 31. Диалектика устойчивости и изменчивости в культурном бытии. 32. Механизмы культурного воспроизводства. 33. Модернизация и жизненные силы национальных культур. 34. Различие подходов к объяснению культурного развития. Типы культурных изменений. 35. Источники, факторы и механизмы культурного развития. 36. Линеарные, циклические и конверсионные модели культурного развития. 37. Концепции культурного развития Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, Ю. Лотмана, Л. Гумилева. 38. Соотношение управления, регулирования и саморегуляции в культурных процессах. 39. Культурная политика: понятие, содержание, цели. 40. Культурная политика в современной России. 41. Методы социологического изучения культуры. 42. Мировые тенденции культурного развития в начале XXI века. 43. Современная социокультурная ситуация в России. Практические задания 1.Дайте наиболее распространённые определения понятиям «культура» и «искусство». Выделите общие черты и различия Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим. Искусство — особая форма духовного освоения действительности, основанная на образном (художественном) мира. В широком смысле слова понятие «искусство» означает, всякое мастерство, искусно выполненную деятельность, результатом которой становится искусственное по сравнению с естественным, природным Общее: 1.Отражают реальную жизнь общества; 2.Могут представлять из себя плод как физического, так и интеллектуального труда; Различие: 1.Культура намного более широкое понятие, включающее в себя помимо искусства также материальную культуру, язык и так далее; 2.Культура создаётся намного более широким кругом людей, является менее элитарным; 3.Культура включает в себя нравы и обычаи, регулирующие жизнь общества, тогда как искусства преобразует их в виде образов; 2.Назовите ряд функций искусства. Раскройте каждую функцию на примере конкретного произведения русского искусства Произведение - «Преступление и наказание» 1.Эстетическая функция - позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус; Проявляется в сложном языке романа, формирующего вкус к нелёгкой в восприятии литературы. 2.Социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность; Достоевский с христианской позиции критикует идеи наполеонизма, желая таким образом осудить их распространение в обществе 1860-х; 3.Компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни; Достоевский сам жил в бедности и страдал от болезни, поэтому процесс творчества помогал ему на время уйти от своих проблем; 4.Гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку; Переживания за судьбу Родиона приносит удовольствие: читая, вы волнуетесь за него, вам может быть даже грустно, но вы сознательно идёте на эту грусть, потому что она вам нравится. 5.Познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов; Роман исследует царившие тогда в обществе настроения, что убийство одного человека может помочь многим другим. Эти настроения были актуальны в связи с распространением идей народничества и появлением первых террористов, таких как Дмитрий Каракозов. 6.Прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее; Более редко реализующаяся функция. Пример — знаменитый случай с описанным за 14 лет до крушения «Титаника» крушением корабля «Титан» в одноимённом романе Моргана Робертсона. 7.Воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека. Прочитав этот роман в школе, можно пересмотреть свои взгляды на жизнь, смерть, насилие и многое другое. 3.Одни из основных подходов к изучению культуры — философский, антропологический и социологический. Какие главные функции культуры выделяет каждый подход? Какие структурные элементы в культуре они выделяют? Какой приоритетный метод исследования культуры характерен для каждого подхода? Философский подход Антропологический подход Социологический подход Функции Креативная (творение бытия человеком или для человека) Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей Латентность (поддержание образца) и социализация Структурные элементы Идеи и их материальное воплощение Артефакты, верования, обычаи и т.д. Ценности, нормы и значения Приоритетный метод Диалектический Эволюционный Структурно-функциональный 4.Какими признаками обладает произведение искусства? Используя их, докажите, что «Чёрный квадрат» является произведением искусства. Признаки: 1.Искусство создаётся в эстетических целях Малевич доказывал, что любое преобразование простейших геометрических форм является уродованием того, что и так прекрасно, поэтому чёрный квадрат как идеальная форма в плане как геометрии, так и цвета, является эстетичным 2. Искусство оперирует образами или чистой гармонией (музыка), которая также создаёт образы в сознании воспринимающего. Чёрный квадрат сам по себе достаточно необычный и привлекающий внимание образ, который вызывает ассоциации с темнотой, космосом, хаосом, смертью. 3. Искусство апеллирует к чувствам, эмоциям и ассоциативным связям В данном случае картину можно воспринять на уровне чувств (красиво/некрасиво), так и на уровне ассоциаций (символика картины) 5.Приведите определения материальной и духовной культуры. Могут ли они существовать отдельно друг от друга? Приведите примеры из русской культуры. Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами. Однако эти два вида культуры не могут существовать обособленно. Чтобы идеи существовали, их надо передавать, а эффективнее всего это делать через письменные источники. Пример - «Домострой», культивировавший патриархальные идеи не только через личное общение, но и через чтение книги. 6.Как вы считаете, какой вид искусства является центральным в русской культуре 20 века? В отличие от 19 века, в котором явно доминировала литература, в 20 веке ведущие направления в искусстве сменялись. В первые 30 лет доминировали поэзия и живописный авангард. В конце 20-х серебряный век изжил себя, а авангард был признан властью нежелательным. При Сталине важное значение имела архитектура, демонстрировавшая величие советской власти (например, «Родина-мать»). Во второй половине 20 века наиболее важным стал кинематограф. 7.Какого деятеля культуры а вы можете назвать самым важным в истории русской культуры 20 века? На мой взгляд, наиболее важным для русского искусства того времени деятелем является Сергей Дягилев. Он не был творцом в полноценном смысле, однако именно он оказал решающее значение в том, что русское искусство стало интернациональным. Благодаря его русским сезонам русское искусство стало самым модным в Европе, его поддержка помогла реализоваться многим деятелям авангарда. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. А. Брушкова | Социология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вишняков С.А. | Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2016 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.socio.ru www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov www.humanities.edu.ru/db/msg/ ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru | |||
Э2 | Курс в moodle "Социология русской культуры" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |