МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные аспекты международных отношений (международного сотрудничества)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество (экономические, политико-правовые и культурные аспекты)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 104
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 104 104 104 104
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Информационные аспекты международных отношений (международного сотрудничества)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №785)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности магистрантов по обработке информации, связанной с международной проблематикой, а также подготовки информационно–аналитических документов, используемых в дипломатической службе Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью выделять содержательно значимые факты из потоков международно-политической информации и группировать их согласно поставленным задачам
ОПК-12 способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, использовать в профессиональной деятельности методы прикладного политического анализа современных международных процессов
ПК-2 способностью работать с материалами СМИ, составить обзоры прессы по заданным темам
ПК-22 способностью ориентироваться в современных тенденциях мирового политического развития, глобальных политических процессов, пониманием их перспектив и возможных последствий для Российской Федерации
ПК-23 способностью понимать логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их обусловленности экономикой, историей, правом
ПК-31 владением основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций
ПК-32 владением знаниями о содержании программных документов по проблемам внешней политики Российской Федерации
ПК-33 способностью профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам
ПК-34 владением знаниями об основных направлениях внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и их взаимоотношений с Российской Федерацией
ПК-35 владением знаниями об основных тенденциях развития ключевых интеграционных процессов современности
ПК-36 владением политической и правовой спецификой положения регионов Российской Федерации и зарубежных стран в отношениях между государствами и пониманием возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные правовые документы в своей деятельности;
- основы прикладного анализа международных ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
-анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
-составлять дипломатические документы;
-профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты гос-ударственной тайны;
-основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определение и основные задачи информационно-аналитической работы в международных отношениях
1.1. Определение и основные задачи информационно-аналитической работы в международных отношениях Лекции 1 1 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Источники и сбор информации
2.1. Классификация источников информации и характеристика их отдельных групп. Работа с источниками Лекции 1 1 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Классификация источников информации и характеристика их отдельных групп. Работа с источниками Практические 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 1 20 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Анализ информации и принятие внешнеполитических решений
3.1. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ И ПРИНЯТИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Лекции 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ И ПРИНЯТИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Практические 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 1 20 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Хранение и обработка информации
4.1. Создание базы данных в СУБД Лекции 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Создание базы данных в СУБД Практические 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Построение графиков и диаграмм в программе для работы с электронными таблицами Лекции 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Построение графиков и диаграмм в программе для работы с электронными таблицами Практические 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.5. Представление данных в программе презентационной графики Лекции 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.6. Представление данных в программе презентационной графики Практические 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.7. Создание информационного бюллетеня в настольной издательской системе Лекции 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.8. Создание информационного бюллетеня в настольной издательской системе Практические 1 4 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.9. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 1 20 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Пропагандистское использование информации. PR и имиджи в международной сфере
5.1. Национальные интересы в информационной сфере Лекции 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Российской Федерации Лекции 1 1 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.3. Важность информационно-аналитической компетенции для международников Лекции 1 1 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.4. Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы Сам. работа 1 20 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.5. Подготовка к экзамену Сам. работа 1 24 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ Информационно-аналитическая деятельность в международной сфере [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соков И. А. Программа учебной дисциплины 'Основы информационно-аналитической работы': Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 НАТО www.nato.int
Э2 ОБСЕ www.osce.org
Э3 ОДКБ www.dkb.gov.ru
Э4 ОПЕК www.opec.org
Э5 Организация Американских Государств www.oas.org
Э6 Организация Объединенных Наций www.un.org
Э7 Представительства международных организаций в Женеве geneva.intl.ch
Э8 Представительство Европейской Комиссии www.delrus.cec.eu.int
Э9 Программа Развития ООН (UNDP) www.undp.org
Э10 Саммит Совета Европы в Варшаве www.coe.int
Э11 Совет Государств Балтийского моря www.cbss.st
Э12 Совет Европы www.coe.int
Э13 Совет Россия-НАТО (СРН) www.nato-russia-council.info
Э14 Содружество Независимых Государств www.cis.minsk.by
Э15 Управление Верховного комиссара ООН по правам человека www.ohchr.org
Э16 Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) www.infoshos.ru
Э17 ЮНЕСКО www.unesco.org
Э18 Учебная дисциплина «Информационные аспекты международных отношений» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э19 Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) www.ipaeurasec.org
Э20 Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ (МПА СНГ) www.iacis.ru
Э21 Международный Торговый Центр (UNCTAD/WTO) www.intracen.org
Э22 Международный Комитет Красного Креста www.icrc.org
Э23 Международные организации, входящие в систему ООН www.unsystem.org
Э24 Европейский Союз www.europa.eu.int
Э25 Европейский Парламент www.europarl.eu.int
Э26 Всемирный Банк www.worldbank.org
Э27 Всемирная Торговая Организация www.wto.org
Э28 Всемирная Организация Здравоохранения www.who.ch
Э29 АСЕАН www.asean.org.id
Э30 Russia Today rt.com
Э31 РАДИОРОССИИ www.radiorus.ru
Э32 ВЕСТИ.РУ www.vesti.ru
Э33 TASS www.itar-tass.com
Э34 Российская Газета www.rg.ru
Э35 РИАНОВОСТИ ria.ru
Э36 euronews ru.euronews.com
Э37 ИНОСМИ.РУ www.inosmi.ru
Э38 Совет Безопасности Российской Федерации www.scrf.gov.ru
Э39 ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ www.altairegion22.ru
Э40 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31)
Blender
QTEPLOT
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.