МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в прогнозно-аналитической деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 7,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в прогнозно-аналитической деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017г. №649)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-ознакомление студентов с широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современных прикладных исследованиях в области международных отношений, в частности, при оценках и прогнозировании внешнеполитических ситуаций и процессов;
-освоение студентами принципов организации аналитической и прогностической деятельности, ее основных элементов; методов, методик и процедур прикладного анализа в области международных отношений; информационно-технологического, программного обеспечения прогнозно-аналитической работы; современных баз, банков данных, информационных сетей и компьютерных технологий, используемых в политическом, внешнеполитическом анализе и прогнозировании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен осуществлять поиск и применять перспективные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для комплексной постановки и решения задач профессиональной деятельности
ОПК-4 Способен проводить научные исследования по профилю деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, самостоятельно формулировать научные гипотезы и инновационные идеи, проверять их достоверность
ОПК-8 Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга
ПК-3 Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-цели, задачи и методы прогнозно-аналитической деятельности;
-базовые категории прогнозно-аналитической работы, основные источники.
3.2.Уметь:
3.2.1.-добывать, систематизировать и анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения;
-применять на практике основные методы прогнозно-аналитической работы, подготавливать аналитические отчеты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методами анализа и синтеза, способами сбора данных и критической оценки информации;
-методами сбора и обработки информации: методом контент-анализа, ивент-анализа, когнитивного картирования, системного анализа и системного моделирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы поиска и аналитической обработки информации
1.1. Введение. Методы поиска и аналитической обработки информации Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Контент-анализ в международных исследованиях
2.1. Контент-анализ в международных исследованиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Контент-анализ в международных исследованиях Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Ивент-анализ в исследовании международных процессов
3.1. Ивент-анализ в исследовании международных процессов Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Ивент-анализ в исследовании международных процессов Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Когнитивное картирование в исследованиях международных ситуаций и процессов
4.1. Когнитивное картирование в исследованиях международных ситуаций и процессов Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Когнитивное картирование в исследованиях международных ситуаций и процессов Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Экспертные оценки в международных исследованиях
5.1. Экспертные оценки в международных исследованиях Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Экспертные оценки в международных исследованиях Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Прикладной анализ международных конфликтов
6.1. Прикладной анализ международных конфликтов Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Системное моделирование международных ситуаций и процессов
7.1. Системное моделирование международных ситуаций и процессов Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Итоговые документы прикладных проектов
8.1. Итоговые документы прикладных проектов Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Итоговые документы прикладных проектов Практические 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Подготовка к семинарским занятиям. Выполнение практических заданий. Сам. работа 4 23 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.4. Подготовка проекта Сам. работа 4 51 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимов В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Трофимов В. В. ; Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бизяев А.А. Информационные технологии. Практикум: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 American Political Science Association www.apsanet.org
Э2 National Center for Policy Analysis www.ncpa.org
Э3 Policy Analysis Cato Institute. www.cato.org
Э4 St. Mary's University Blume Library. International Relations Databases library.stmarytx.edu
Э5 UK Social Policy Association www.social-policy.org.uk
Э6 Wiley Online Library// (доступ по логину и паролю) onlinelibrary.wiley.com
Э7 Учебная дисциплина "Информационные технологии в прогнозно-аналитической деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
DjVuReader
Xmind
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс направлен на освоение принципов организации аналитической и прогностической деятельности, ее основных элементов; методов, методик и процедур прикладного анализа в области международных отношений; информационно-технологического, программного обеспечения прогнозно-аналитической работы; современных баз, банков данных, информационных сетей и компьютерных технологий, используемых в политическом, внешнеполитическом анализе и прогнозировании.
Место дисциплины в структуре ООП.
Курс имеет взаимосвязи с такими курсами, как «Информационно-аналитическая деятельность в международной сфере» и «Ведение переговоров».
Формы работы делятся на традиционные (лекционные и практические занятия) и интерактивные (эвристическая беседа, презентация, дискуссия, «круглый стол», коллективные решения творческих задач).
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару целесообразно:
— ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
— просмотреть конспект лекций;
— руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
— использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета.
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации являются ресурсы сети Интернет. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо углубленно познакомиться с рекомендуемой дополнительной литературой (по соответствующим темам). Проведение семинарских занятий и рассмотрение вопросов семинара возможно в форме дискуссий, «круглого стола», мини-конференции, заслушивания специально подготовленных эссе, сообщений или докладов.
Доклад должен включать в себя краткое вступление (постановку проблемы, характеристику источниковой базы и оценку степени изученности проблемы в науке, формулировку целей и задач), основную содержательную часть, представляющую собой последовательную реализацию поставленных задач и заключение, в котором должны быть суммированы основные выводы. Время выступления ограничивается 10—15 минутами. В ходе выступления нужно излагать подготовленный материал сообщения своими словами, допускается использование выдержек из текста, цитат. Основному докладчику могут назначаться по одному—два оппонента, которые должны объективно оценить выступление, при необходимости его дополнить, высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. После выступления докладчика проводится обсуждение поставленных проблем, задаются вопросы.
При подготовке к экзамену следует ориентироваться на программу курса и учитывать распределение материала между лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельным изучением. Перечень тем и вопросов для самостоятельного изучения предлагается в начале изучения дисциплины. При подготовке ответа на экзамене необходимо учитывать содержание соответствующих вопросам разделов программы, это является важным критерием итоговой оценки.