Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.05. Международные отношения |
Профиль | Международное сотрудничество (экономические, политико-правовые и культурные аспекты) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_05_МС-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 119 | 119 | 119 | 119 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | -ознакомление студентов с широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современных прикладных исследованиях в области международных отношений, в частности, при оценках и прогнозировании внешнеполитических ситуаций и процессов; -освоение студентами принципов организации аналитической и прогностической деятельности, ее основных элементов; методов, методик и процедур прикладного анализа в области международных отношений; информационно-технологического, программного обеспечения прогнозно-аналитической работы; современных баз, банков данных, информационных сетей и компьютерных технологий, используемых в политическом, внешнеполитическом анализе и прогнозировании. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОК-7 | владением современной оргтехникой, средствами связи, умением самостоятельно работать на компьютере и применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач |
ОПК-11 | способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности |
ПК-20 | способностью выполнять функции ассистента (тьютора) кафедры в организации педагогической деятельности в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры |
ПК-21 | владением навыками вести учебно-методическую, учебно-вспомогательную и учебно-аналитическую работу |
ПК-29 | владением знаниями об основах регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов |
ПК-30 | владением знаниями об основных теориях международных отношений, российских и зарубежных общеобразовательных организаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -цели, задачи и методы прогнозно-аналитической деятельности; -базовые категории прогнозно-аналитической работы, основные источники. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -добывать, систематизировать и анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения; -применять на практике основные методы прогнозно-аналитической работы, подготавливать аналитические отчеты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -методами анализа и синтеза, способами сбора данных и критической оценки информации; -методами сбора и обработки информации: методом контент-анализа, ивент-анализа, когнитивного картирования, системного анализа и системного моделирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методы поиска и аналитической обработки информации | ||||||
1.1. | Введение. Методы поиска и аналитической обработки информации | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Контент-анализ в международных исследованиях | ||||||
2.1. | Контент-анализ в международных исследованиях | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Контент-анализ в международных исследованиях | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Ивент-анализ в исследовании международных процессов | ||||||
3.1. | Ивент-анализ в исследовании международных процессов | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Ивент-анализ в исследовании международных процессов | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Когнитивное картирование в исследованиях международных ситуаций и процессов | ||||||
4.1. | Когнитивное картирование в исследованиях международных ситуаций и процессов | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Когнитивное картирование в исследованиях международных ситуаций и процессов | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Экспертные оценки в международных исследованиях | ||||||
5.1. | Экспертные оценки в международных исследованиях | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Экспертные оценки в международных исследованиях | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Прикладной анализ международных конфликтов | ||||||
6.1. | Прикладной анализ международных конфликтов | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 7. Системное моделирование международных ситуаций и процессов | ||||||
7.1. | Системное моделирование международных ситуаций и процессов | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 8. Итоговые документы прикладных проектов | ||||||
8.1. | Итоговые документы прикладных проектов | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
8.2. | Итоговые документы прикладных проектов | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
8.3. | Подготовка к семинарским занятиям. Выполнение практических заданий. | Сам. работа | 3 | 68 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
8.4. | Экзамен | 3 | 27 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | ||
8.5. | Подготовка проекта | Сам. работа | 3 | 51 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Трофимов В. В. | Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Трофимов В. В. ; Отв. ред. Трофимов В. В. | ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бизяев А.А. | Информационные технологии. Практикум: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. American Political Science Association | www.apsanet.org | ||
Э2 | 2. National Center for Policy Analysis | www.ncpa.org | ||
Э3 | 3. Policy Analysis Cato Institute. | www.cato.org | ||
Э4 | 4. St. Mary's University Blume Library. International Relations Databases | library.stmarytx.edu | ||
Э5 | 5. UK Social Policy Association | www.social-policy.org.uk | ||
Э6 | 6. Wiley Online Library// (доступ по логину и паролю) | onlinelibrary.wiley.com | ||
Э7 | Учебная дисциплина "Информационные технологии в прогнозно-аналитической деятельности" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader DjVuReader Xmind | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс направлен на освоение принципов организации аналитической и прогностической деятельности, ее основных элементов; методов, методик и процедур прикладного анализа в области международных отношений; информационно-технологического, программного обеспечения прогнозно-аналитической работы; современных баз, банков данных, информационных сетей и компьютерных технологий, используемых в политическом, внешнеполитическом анализе и прогнозировании. Место дисциплины в структуре ООП. Курс имеет взаимосвязи с такими курсами, как «Информационно-аналитическая деятельность в международной сфере» и «Ведение переговоров». Формы работы делятся на традиционные (лекционные и практические занятия) и интерактивные (эвристическая беседа, презентация, дискуссия, «круглый стол», коллективные решения творческих задач). При изучении каждой темы и при подготовке к семинару целесообразно: — ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса; — просмотреть конспект лекций; — руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки; — использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета. При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия. Важным аспектом самостоятельной подготовки является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов. Одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации являются ресурсы сети Интернет. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов. При подготовке к семинарским занятиям необходимо углубленно познакомиться с рекомендуемой дополнительной литературой (по соответствующим темам). Проведение семинарских занятий и рассмотрение вопросов семинара возможно в форме дискуссий, «круглого стола», мини-конференции, заслушивания специально подготовленных эссе, сообщений или докладов. Доклад должен включать в себя краткое вступление (постановку проблемы, характеристику источниковой базы и оценку степени изученности проблемы в науке, формулировку целей и задач), основную содержательную часть, представляющую собой последовательную реализацию поставленных задач и заключение, в котором должны быть суммированы основные выводы. Время выступления ограничивается 10—15 минутами. В ходе выступления нужно излагать подготовленный материал сообщения своими словами, допускается использование выдержек из текста, цитат. Основному докладчику могут назначаться по одному—два оппонента, которые должны объективно оценить выступление, при необходимости его дополнить, высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. После выступления докладчика проводится обсуждение поставленных проблем, задаются вопросы. При подготовке к экзамену следует ориентироваться на программу курса и учитывать распределение материала между лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельным изучением. Перечень тем и вопросов для самостоятельного изучения предлагается в начале изучения дисциплины. При подготовке ответа на экзамене необходимо учитывать содержание соответствующих вопросам разделов программы, это является важным критерием итоговой оценки. |