Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.
1.1. | ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами ее эмпирического исследования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | доминирующие черты и признаки основных современных религий, полученные в процессе изучения курса «Социология религии», способствующие самостоятельному формулированию целей и постановки конкретных задач научных исследований в различных областях социологии при помощи современных исследовательских методов российских и зарубежных ученых, применяющих современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований в области социологии религии, используя знания о доминирующих чертах и признаках основных современных религий, при помощи современных исследовательских методов российских и зарубежных ученых, применяющих современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками самостоятельного формулирования целей и постановки конкретных задач научных исследований в области социологии религии, используя знания о доминирующих чертах и признаках основных современных религий, при помощи современных исследовательских методов российских и зарубежных ученых, применяющих современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Социология религии как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Определение религии, как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Определение религии, как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Определение религии, как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Религия как феномен культуры. Сущность, структура, организация, функции религии в обществе | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Религия как феномен культуры. Сущность, структура, организация, функции религии в обществе | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Религия и социальная стратификация | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Религия и социальная стратификация | Практические | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Религия и социальная стратификация | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Взаимодействие религии с экономической сферой общества | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | Взаимодействие религии с экономической сферой общества | Практические | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.17. | Взаимодействие религии с экономической сферой общества | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.18. | Религия и политика. Формы свободомыслия в историческом процессе | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.19. | Религия и социальные конфликты | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.20. | Религия и социальные конфликты | Практические | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.21. | Религия и социальные конфликты | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.22. | Религия и межличностные отношения | Сам. работа | 5 | 3 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.23. | Религия и духовная сфера общества | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.24. | Религия и духовная сфера общества | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.25. | Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии | Практические | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.26. | Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.27. | Экзамен | 5 | 27 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Социологическое определение религии. Генезис и эволюция религии в процессе социогенезиса. 2. Специфика структуры религии, логика и обусловленность ее внутренних уровней. 3. Особенности формирования и проявления социальных функций религии. 4. Причины и условия формирования религиозных организаций. 5. Типология религиозных организаций, их сущность. 6. Специфика церкви, как религиозной организации. 7. Секта или альтернативное организованное сообщество в религиозной среде. 8. Генезис и эволюция деноминационных формирований в религиозной среде. 9. Культ, как матричная основа религиозной организации. 10. Особенности формирования и функционирования нетрадиционного культа. 11. Специфика мистериальной формы религиозной организации. 12. Социально и политически адаптированные формы филиалов религиозных организаций. 13. Причины и условия развития взаимодействия сфер религии и экономики. 14. Специфика взаимопроникновения религии и политики. 15. Понятие, типология и специфика религиозной конфликтности. 16. Социальная природа войн и религии. 17. Роль религии в формировании и спецификации межличностных отношений. 18. Значение религии в развитии традиционной и социально-эталонной систем. 19. Понятие и сущность религиозной культуры. 20. Религия и национальная культура. 21. Роль и статус религии в современном российском обществе. 22. Теоретические предпосылки развития социологии религии, как науки. 23. Конфессиональные теории социальной сущности религии. 24. Специфика трактовок связи религии с обществом в период эпохи просвещения. 25. Осмысление статуса и роли религии в работах основоположников социологии О.Конта и Г.Спенсера. 26. Генезис социологии религии, как науки. 27. Специфика социологической теории религии в трудах Э.Дюркгейма. 28. Социоантропологический подход в исследовании религии (Э.Тайлор, Дж.Фрезер, А.Леви-Брюль, Б.Малиновский). 29. Социально-психологический подход в системе исследования религии (З.Фрейд, Э.Фромм). 30. Функциональный подход в системе социологического исследования религии (Р.Мэртон, Т.Парсонс). 31. Школа формальной социологии религии (Г.Зиммель). 32. Сравнительно-исторический подход в социологии религии М.Вебера. 33. Материалистическое теоретико-методологическое направление в социологии религии (К.Маркс, Ф.Энгельс). 34. Феноменологическое направление в социологии религии (П.Бергер, Т.Лукман). 35. Новоэволюционистская концепция религии Р.Белла. 36. Предмет и методология в современной социологии религии. 37. Социология религии, как эмпирическая наука. 38. Социологические методы изучения религии. Практические задания №1 Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм. 2) Древнейшей мировой религией является буддизм. 3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций. 4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность. 5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе. №2 Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. НАЗВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА А) иудаизм Б) индуизм В) буддизм Г) христианство Д) тотемизм 1) первобытная 2) мировая 3) национальная Запишите в ответ цифры, рас¬по¬ло¬жив их в порядке, со¬от¬вет¬ству¬ю¬щем буквам: А Б В Г Д №3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,обозначают функции религии:1)мировоззренческая; 2) производственная); 3)культурно-транслирующая; 4)воспитательная; 5)санирующая); 6)регулирующая Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда. №4. Почему «у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам»? С опорой на текст (приведен ниже) и собственные знания дайте несколько объяснений. Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа... Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом. Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний. Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь - это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство - истинный критерий вечной жизни. Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения. Религия - особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны... Религия - это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии - это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука. №5 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Решаемые религией __________ (А) являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и __________(Б), культурного своеобразия народа… Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую __________ (В). Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и __________ (Г) в целом. Но она шагнула дальше и описала природу __________ (Д): движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стала знамением судьбы. Религия помогает человеку преодолеть __________ (Е), объясняя смысл его жизни.» Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. 1) культура 2) вопросы 3) время 4) художественное творчество 5) общество 6) техника 7) жизненный кризис 8) субъекты 9) истинность В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. A Б В Г Д Е №6 Установите соответствие между ученым и его характеристикой религии : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. УЧЕНЫЙ ХАРАКТЕРИСТИКА А) З.Фрейд Б) Г.Гегель В) И.Канта Г) К.Юнг Д) У.Джеймс 1) религия-это «великая иллюзия» 2) религии делятся на моральные и статуарные 3) религия –это форма самопознания Абсолютного духа 4) истинность религии определяется ее полезностью 5) религия –это система психотерапии Запишите в ответ цифры, рас¬по¬ло¬жив их в порядке, со¬от¬вет¬ству¬ю¬щем буквам А Б В Г Д №7 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религиозный конфликт». План должен содержать не менее пяти пунктов, из которых четыре или более детализированы в подпунктах. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сторчак, В. М. | Социология религии: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сторчак В.М., Элбакян Е.С. | СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ : Учебник для академического бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | М. М. Шахнович [и др.] | Религиоведение: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/637DF478-1CC9-4AE7-BD77-062952DFEF31 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в moodle "Социология религии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |