МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология потребления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей социологии
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология потребления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками потребления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11: способностью к реализации маркетинговых технологий с целью формирования и развития рынка социальных услуг, привлечения внимания к социальным проблемам, формирования позитивного имиджа социальной работы и реализующих ее специалистов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые исследовательские проблемы в области социологии потребления
3.2.Уметь:
3.2.1.логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию; критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования терминологического аппарата при исследовании потребителей на рынке социальных услуг

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию потребления
1.1. Основные подходы к изучению потребления Лекции 3 2 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные подходы к изучению потребления Сам. работа 3 16 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Модели и теоретические концепции потребления Сам. работа 3 16 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.4. Потребление в культурологическом и этическом контексте Сам. работа 3 16 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.5. Человек и вещи. Потребление знаков Сам. работа 3 16 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.6. Современные формы потребления Лекции 3 2 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.7. Современные формы потребления Практические 3 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.8. Современные формы потребления Сам. работа 3 16 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.9. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Практические 3 2 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.10. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Сам. работа 3 14 ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.11. Зачет 3 4 ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов и заданий на зачет:
1. Предмет социологии потребления
2. Понятие и виды потребления.
3. Факторы влияния на процесс потребления.
4. Понятие стиля жизни. Демонстративное потребление (Т. Веблен).
5. Концепция «стиля жизни» П. Бурдье – основные идеи и понятия.
6. Система вещей (Ж. Бодрийяр).
7. Культурная биография вещей (И. Копытоф).
8. Типы отношения людей к вещам. (В. Голофаст).
9. Торговый центр, супермаркет, магазин, ресторан как современные формы потребления: основные принципы их организации.
10. Шоппинг как способ потребительского поведения.
11. Интернет и потребление.
12. Понятие визуального потребления. Туризм как практика визуального потребления
13. Индустрия туризма.
14. Особенности потребления в сфере питания. «Цивилизация аппетита» (С.Меннел).
15. Булимия и анорексия как симптомы современной потребительской культуры.
16. Потребление алкоголя и социально-культурная дифференциация.
17. Одежда и социальный статус.
18. Мода. Этапы распространения моды.
19. Альтернативные формы потребления: дарообменники, дауншифтинг и др.
20. Коллаборативное потребление в современной России
21. Этическое и эко-потребление
22. Понятие маркетинга и продвижения товаров. Воздействие на потребителя: стимулы, информация, реклама.
23. Сегментирование рынка
24. Позиционирование товара. Бренды как инструмент управления потребительским поведением.
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Приведите 2-3 примера факторов дифференциации потребления в разных странах.
2. Составьте портрет современного российского потребителя.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем эссе:
1. Особенности потребления в современной России в различных сферах
2. Маркетинг для потребителя или потребитель для маркетинга
3. Что век грядущий нам готовит?...
5.3. Фонд оценочных средств
находится в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин В. И. СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9B41482F-D6DE-4F40-B80D-6027B2FFA16F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукичева Т.А. - Отв. ред., Молчанов Н.Н. - Отв. ред. МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1B8F440D-0C47-4EA9-A91C-317E4E6FD7F1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http://wciom.ru/
Э2 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) http://lib.socio.msu.ru
Э3 Социология.RU http://sotsiologia.ru/
Э4 ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э5 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.