Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Профиль | Социальная работа в сфере социальной защиты населения |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02-СР-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор
1.1. | ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками потребления |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Научные теории, концепции, подходы и объяснительные модели социологии, с помощью которых способен анализировать и описывать проблемы социологии потребления |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и объяснять социальные явления в области социологии потребления на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками поиска, анализа и представления, и подготовки аналитической информации об исследуемых явлениях в области социологии потрбления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в социологию потребления | ||||||
1.1. | Основные подходы к изучению потребления | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основные подходы к изучению потребления | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Модели и теоретические концепции потребления | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Потребление в культурологическом и этическом контексте | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Человек и вещи. Потребление знаков | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Современные формы потребления | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Современные формы потребления | Практические | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Современные формы потребления | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением | Практические | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Зачет | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Перечень вопросов и заданий на зачет: 1. Предмет социологии потребления 2. Понятие и виды потребления. 3. Факторы влияния на процесс потребления. 4. Понятие стиля жизни. Демонстративное потребление (Т. Веблен). 5. Концепция «стиля жизни» П. Бурдье – основные идеи и понятия. 6. Система вещей (Ж. Бодрийяр). 7. Культурная биография вещей (И. Копытоф). 8. Типы отношения людей к вещам. (В. Голофаст). 9. Торговый центр, супермаркет, магазин, ресторан как современные формы потребления: основные принципы их организации. 10. Шоппинг как способ потребительского поведения. 11. Интернет и потребление. 12. Понятие визуального потребления. Туризм как практика визуального потребления 13. Индустрия туризма. 14. Особенности потребления в сфере питания. «Цивилизация аппетита» (С.Меннел). 15. Булимия и анорексия как симптомы современной потребительской культуры. 16. Потребление алкоголя и социально-культурная дифференциация. 17. Одежда и социальный статус. 18. Мода. Этапы распространения моды. 19. Альтернативные формы потребления: дарообменники, дауншифтинг и др. 20. Коллаборативное потребление в современной России 21. Этическое и эко-потребление 22. Понятие маркетинга и продвижения товаров. Воздействие на потребителя: стимулы, информация, реклама. 23. Сегментирование рынка 24. Позиционирование товара. Бренды как инструмент управления потребительским поведением. Практические задания проблемно-поискового характера: 1. Приведите 2-3 примера факторов дифференциации потребления в разных странах. 2. Составьте портрет современного российского потребителя. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Перечень тем эссе: 1. Особенности потребления в современной России в различных сферах 2. Маркетинг для потребителя или потребитель для маркетинга 3. Что век грядущий нам готовит?... |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильин В. И. | СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лукичева Т.А. - Отв. ред., Молчанов Н.Н. - Отв. ред. | МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | Социология.RU | sotsiologia.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) | lib.socio.msu.ru | ||
Э5 | Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) | wciom.ru | ||
Э6 | Курс в moodle «Социология потребления» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |