МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление конфликтностью в социуме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СК-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 23
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 23 23 23 23
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Управление конфликтностью в социуме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. № 326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретико-методологических основ управления конфликтностью в социуме, а также освоение практических навыков применения технологий урегулирования конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические, методические и технологические основы управления конфликтностью в социуме
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать и реализовывать мониторинговые методы изучения конфликтности в социуме
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками применения различных технологий урегулирования конфликтов в обществе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Теоретико-методологические основы изучения конфликтности в социуме Лекции 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Сущность и содержание понятия "конфликтность в социуме" Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Сущность и содержание понятия "конфликтность в социуме" Сам. работа 3 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.4. Структура управления конфликтностью в социуме Лекции 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные элементы понятия "управление конфликтом" Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.6. Основные элементы понятия "управление конфликтом" Сам. работа 3 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.7. Основные субъекты управления конфликтностью в социуме Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.8. Основные субъекты управления конфликтностью в социуме Сам. работа 3 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.9. Мониторинговые методы оценки конфликтности в социуме Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.10. Мониторинговые методы оценки конфликтности в социуме Сам. работа 3 3 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.11. Технологии урегулирования конфликтов в социуме Лекции 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.12. Арбитраж как технология урегулирования конфликтов Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.13. Арбитраж как технология урегулирования конфликтов Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.14. Консультирование как технология урегулирования конфликтов Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.15. Консультирование как технология урегулирования конфликтов Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.16. Переговорные технологии урегулирования конфликтов Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.17. Переговорные технологии урегулирования конфликтов Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.18. Медиативные технологии урегулирования конфликтов Практические 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.19. Медиативные технологии урегулирования конфликтов Сам. работа 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.20. Экзамен 3 27 ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Урегулирование конфликтов с учетом разных стратегий поведения оппонентов.
2. Место и роль урегулирования в системе управления конфликтами.
3. Виды завершения конфликта.
4. Роль третьей стороны в завершении конфликта.
5. Техника ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения), разработанная Чарлзем Осгудом.
6. Стратегия и тактика поведения в конфликте.
7. Этические принципы участия третьих лиц в урегулировании конфликта.
8. Основные типы участия арбитра в урегулировании конфликта.
9. Третейские суды в российской истории.
10. Сравнительная характеристика государственных арбитражных судов и третейских разбирательств.
11. Личные и профессиональные качества Третейского судьи.
12. История развитие конфликтологического арбитража за рубежом.
13. Представительства Международного коммерческого арбитража в России.
14. Развитие теории конфликтологического консультирования за рубежом.
15. Особенности конфликтологического консультирования в организациях.
16. Специфика семейного конфликтологического консультирования.
17. Преимущества и недостатки контактного и дистантного конфликтологического консультирования.
18. Роль активного слушания в конфликтологическом консультировании.
19. Проксемика конфликтологического консультирования.
20. Личностные качества и профессиональные знания конфликтолога-консультанта.
21. Метод принципиальных переговоров.
22. Тактики содействию конструктивной атмосфере, применяемые в переговорном процессе.
23. Психологические и организационные условия успеха на переговорах.
24. Критерии успешности переговоров.
25. История становления и развития медиации в России.
26. Медиация в зарубежном законодательстве.
27. Личные качества профессиональных медиаторов.
28. Школьная служба медиации как технология урегулирования педагогических конфликтов.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретические вопросы
1. Основные подходы к определению понятия «конфликтность в социуме».
2. Индикаторы конфликтности в социуме.
3. Основные составляющие конфликтности в социуме.
4. Факторы, определяющие конфликтность в социуме.
5. Урегулирование как элемент управления конфликтом.
6. Завершение конфликта: формы, условия, факторы.
7. Основные этапы и способы завершения конфликта.
8. Государство как основной субъект управления конфликтностью в социуме.
9. Общественные организации как субъекты управления конфликтностью в социуме.
10. Основные институты конфликторазрешения в социуме.
11. Качественные и количественные методы оценки конфликтности в социуме.
12. Опросные и неопросные методы оценки конфликтности в социуме.
13. Основные требования к проведению мониторинга конфликтности в обществе.
14. Основные принципы и этапы проведения арбитражного разбирательства.
15. Принятия арбитражного решения.
16. Приведение в исполнение и обжалование арбитражного решения.
17. Применение арбитража в решении международных конфликтов.
18. Общая характеристика конфликтологического консультирования.
19. Развитие теории конфликтологического консультирования.
20. Принципы конфликтологического консультирования.
21. Этапы конфликтологического консультирования.
22. Специфика отдельных видов конфликтологического консультирования.
23. Роль диагностики конфликта в конфликтологическом консультировании.
24. Вербальные техники конфлитологического консультирования.
25. Невербальные техники конфлитологического консультирования.
26. Требования к консультанту-конфликтологу.
27. Сущность переговорного процесса.
28. Виды и функции переговоров.
29. Основные этапы переговоров.
30. Переговорные стили.
31. Психологические механизмы переговорного процесса.
32. Тактические приемы проведения переговоров.
33. Технология организации переговоров.
34. Специфика организации переговоров для урегулирования разных видов конфликтов.
35. Условия применения и преимущества медиации.
36. Принципы и правовое обеспечение медиации.
37. Стадии медиации.
38. Тактики успешной медиации.
39. Виды и функции медиаторов.
40. Требования к медиаторам.
41. Применение медиации в урегулировании разных типов конфликтов.

Практические задания
1. Прооперационализируйте понятие «конфликтность»
2. Оцените возможности разных субъектов для управления конфликтностью в обществе.
3. Оцените значимость мониторинговых методов в управлении конфликтностью социума.
4. Выскажите критические суждения об основных технологиях урегулирования конфликтов

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А.В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/A8918311-65BB-4FE6-B3AA-5E26AA2E3086
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/060DBAF1-935D-40B2-A89F-4E25185B8266.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.