МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология мировой художественной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология мировой художественной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение истории мировой художественной культуры в широком социокультурном контексте;
сформировать знание основных понятий, закономерностей, культурных проблем в социологическом познании, а также наиболее значимых памятников мировой художественной культуры;
научить анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
научить использовать приобретенных знаний и умений для профессиональной деятельности и осознанного формирования культурной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и доминирующие закономерности развития социологии мировой художественной культуры, которые способствуют самостоятельному формулированию целей и постановке конкретных задач научных исследований в различных областях социологии, используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, которые применяют новейшую аппаратуру, оборудование и информационные технологии, необходимые для изучения мировой художественной культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований на основе знаний, полученных в процессе изучения курса «Социология мировой художественной культуры», используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, применяющих новейшую аппаратуру, оборудование и информационные технологии для изучения мировой художественной культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного формулирования целей и постановки конкретных задач научных исследований, полученных в процессе изучения курса «Социология мировой художественной культуры», используя современные исследовательские методы российских и зарубежных ученых, которые применяют новейшую аппаратуру, оборудование и информационные технологии для изучения мировой художественной культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика социологии мировой художественной культуры как учебной дисциплины
1.1. Место социологии художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Место социологии художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Место социологии художественной культуры в системе цивилизационных и культурных ценностей. Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Направления развития социологии мировой художественной культуры
2.1. Социология культуры первобытного общества Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Социология культуры первобытного общества Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Социология культуры первобытного общества Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Социология культуры Древнего Египта и стран Древнего Востока Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Социология культуры Древнего Египта и стран Древнего Востока Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Социология культуры Древнего Египта и стран Древнего Востока Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Социология культуры Индии и стран Дальнего Востока Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Социология культуры Индии и стран Дальнего Востока Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.9. Социология культуры Индии и стран Дальнего Востока Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.10. Социология культуры мусульманских стран Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.11. Социология культуры мусульманских стран Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.12. Социология культуры мусульманских стран Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.13. Социология культуры Античности Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.14. Социология культуры Античности Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.15. Социология культуры Античности Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.16. Социология культуры европейского Средневековья Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.17. Социология культуры европейского Средневековья Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.18. Социология культуры европейского Средневековья Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.19. Социология культуры эпохи Возрождения Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.20. Социология культуры эпохи Возрождения Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.21. Социология культуры эпохи Возрождения Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.22. Социология культуры Западной Европы XVII-ХIX веков. Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.23. Социология культуры Западной Европы XVII-ХIX веков. Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.24. Социология культуры Западной Европы XVII-ХIX веков. Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социология русской культуры
3.1. Своеобразие российской цивилизации. Социология культуры России Лекции 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Своеобразие российской цивилизации. Социология культуры России Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Своеобразие российской цивилизации. Социология культуры России Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Современная социология культуры Практические 6 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Современная социология культуры Сам. работа 6 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Синкретизм культуры первобытного общества.
2. Социальная значимость мегалитических сооружений.
3. Погребальный культ и культ фараонов как высшего звена социальной структуры Древнего Египта.
4. Влияние социальных факторов на формирование Ассиро-вавилонской культуры.
5. Основные социальные темы в художественной культуре Китая.
6. Основные социальные темы в художественной культуре Японии.
7. Взаимосвязь форм хозяйствования, быта, ментальности и художественного творчества на исламском Востоке.
8. Архитектура мечетей, медресе, дворцов, караван-сараев как социокультурное средство закрепления ислама в арабском обществе.
9. Социальные сюжеты в искусстве исламского Востока.
10. Космологизм и антропоцентризм как основные социогуманитарные концепции культуры Древней Греции.
11. Гармония и стилистическая цельность искусства Древней Греции.
12. Творчество скульпторов Поликлета, Мирона и Фидия.
13. Социальные сюжеты в греческой драматургии. Древнегреческий театр.
14. Традиции и новаторство в искусстве Древнего Рима.
15. Влияние этрусского и греческого искусства на римское.
16. Римский скульптурный портрет как элемент социального статуса.
17. Социокультурное значение античного классического наследия.
18. Искусство Средневековья. Определение понятия, хронологические рамки эпохи.
19. Византия. Раннехристианская культура. Типы храмов (базилика, крестово-купольный тип храма). Храм – земная модель небесной церкви. Мозаики, фрески, иконопись. Книжная миниатюра.
20. Романский и готический стиль в архитектуре городских соборов как отражение социальных изменений в средневековой Европе.
21. Рыцарский роман как отражение социальных процессов в дворянской среде средневековой Европы.
22. Социально-экономические истоки Возрождения.
23. Новое представление о человеке и эстетические идеалы эпохи Возрождения.
24. Влияние социальной среды на основные архитектурные стили Европы 16-19 вв.
25. Социальные мотивы в живописи Д. Веласкеса и Х. ван Р. Рембрандта.
26. Новаторство в музыкальном творчестве И.С. Баха, Г. Генделя, Й. Гайдна, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, А. Вивальди.
27. Синтез этики и эстетики в творчестве французских литераторов XVIII века.
28. Социальные мотивы в художественной культуре 19 в.
29. Искусство европейского модернизма как реакция на социальные проблемы Европы конца 19 – начала 20 вв.
30. Импрессионизм как форма социального протеста.
31. Место России в мировой художественной культуре.
32. Сословные особенности древнерусской архитектуры.
33. Монументальная фресковая живопись. Феофан Грек. А. Рублев. Дионисий.
34. Иконопись. «Храмовое действо как синтез искусств» (П.А. Флоренский).
35. Классицизм, романтизм и реализм в русском искусстве.
36. Влияние социальной ситуации в стране на формирование золотого века русской литературы.
37. Влияние социальной ситуации в стране на формирование серебряного века русского искусства.
38. Основные течения модернизма в Западной Европе.
39. Влияние социальных изменений в российском обществе в 20 в. на русскую культуру.
40. Социальные мотивы в русской живописи конца 19 - начала 20 века.
41. Влияние Голливуда на формирование массовой культуры и социальных мифов 20 в.
42. Социальная тематика в художественных произведениях начала 21 в.
Практические задания

1. Установите соответствие между богами, которые были у древних Египтян и их описаниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Название Бога

1. Бог солнца – Ра, Амон - Ра
2. Бог тьмы – Апоп
3. Бог земли - Геб
4. Бог неба - Нут
5. Бог мудрости - Тот
6. Богиня Бастет
7. Бог - Апис
Описание Бога.
a) На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск
b) Представляли, что ее тело осеяно звездами.
c) Черный бык с белой отметиной на лбу
d) Покровительница женщин и их красоты. Гибкая черная кошка
e) У него голова птицы ибиса с длинным клювом.
f) Человек с головой змеи: - самое “Земляное животное”
g) В виде змеи

Ответ:_____________________

2. Опишите кратко идеалы античной высокой художественной культуры.
Ответ:________________________________________________________________

3. Что можно сказать о мировоззрении древних китайцев из данного мифа?
Миф о зарождении жизни. (Китай)
В начале не было ничего – ни сущего, ни не сущего. Мир был сокрыт мраком. Первым пришло желание. И появилось светлое чистое Небо Шан-ди. А след за ним и Нюйва – мать Земля, богиня с телом змеи. Породила Нюйва других богов. А небесный император Шан-ди создал в центре мира гору Куньлунь. На вершине той горы поселился он сам и стал управлять миром.
Земля же тем временем отделилась от неба. Ввысь поднялись священные горы, к морям потекли реки, полные рыб. Леса и степи переполнились дикими животными. Над лугами парили непуганые птицы. Но не было ещё людей, и потому мир оставался незавершённым. Знала это прародительница Нюйва. Хоть и было у неё тело змеи, но лицо было белым, человеческим.
Она сползла с обрыва к пруду, взяла горсть жёлтой глины и вылепила небольшую фигурку. Не успела она поставить её на ножки, как фигурка ожила, закричала «уа-уа» и весело запрыгала.
Нюйва сама радовалась. Она вылепила ещё несколько сот человечков. Потом сорвала лиану, опустила её в топь. И когда лиана покрылась глиной, стряхнула её на землю. Всюду, где падали кусочки глины, возникали кричащие и прыгающие человечки. Впоследствии богатые и знатные говорили, будто они вылеплены руками Нюйвы в отличие от бедных и худородных, которых её руки не касались.
Ответ:_________________________________________________________________
4. Запишите термин, о котором идёт речь и укажите 3 основные черты, относящиеся к этому направлению.

Направление в искусстве XVII — начала XIX в., основанное на подражании античным образцам, античной поэтике.
Ответ:__________________________________________________________________
5. Романская пластика подчинена архитектуре и используется как украшение соборов в интерьере и снаружи. Как правило, романская скульптура непропорциональна: фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела схематичны. Такое скульптурное изображение объяснялось….. Продолжите фразу.
а) недостаточным мастерством ваятелей;
б) небрежностью мастеров, понимающих безымянность своего творения;
в) требованиями существующих церковных канонов;
г) желанием создать скульптуры, отличные от реальных образов
Ответ:_______________________________________________________________________

6. Назовите черты, характеризующие развитие русской культуры в начале XIX века
1) появление просветительских организаций, связанных с земством
2) одновременное существование различных художественных стилей
3) появление комитетов грамотности
4) становление современного литературного языка
5) было создано Министерство народного образования
6) распространение различных форм внешкольного образования
Ответ: _________________

7. Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий
Ответ:_____________________

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ионин, Л. Г. Социология культуры : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э7 Курс в moodle «Социология мировой художественной культуры» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.