МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление межнациональными конфликтами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 197
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 197 197 197 197
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление межнациональными конфликтами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков управления межнациональными конфликтами, а также навыков применения технологий урегулирования конфликтов.Рассмотреть особенности зарождения и протекания современных международных конфликтов,дать представление об актуальных научных и практических подходах к их разрешению,о роли России,других государств,правительственных и неправительственных организаций в предотвращении и урегулировании конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- природу межнационального конфликта; его структуру,виды; формы протекания;
- формы управления и способы решения межнациональных конфликтов;
- формы абстрактного мышления, методы анализа и синтеза;
- как использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук;
- как самостоятельно использовать знания и навыки философии социальных наук, новейшие тенденции и направления современной социологической теории, методологию и методы социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать эволюцию представлений об управлении межнациональными конфликтами;
- исследовать основные теоретические подходы к анализу межнационального конфликта;
- верифицировать основные технологии урегулирования межнациональных конфликтов и поддержания мира;
- объяснять институты конфликторазрешения и сохранения мира;
- осуществлять анализ межнационального конфликта с использованием понятийно-категориального аппарата конфликтологии, использовать современные теоретические подходы в исследованиях межнационального конфликта;
- использовать в своей деятельности формы абстрактного мышления, методы анализа и синтеза;
- использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук;
- самостоятельно использовать знания и навыки философии социальных наук, новейшие тенденции и направления современной социологической теории, методологию и методы социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проведения исследований по проблемам управления межнационального конфликта, использования общих методов анализа и диагностики конфликта,а также технологий урегулирования и разрешения межнациональных конфликтов и поддержания мира;
- - формы абстрактного мышления, методы анализа и синтеза;
- как использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук;
- самостоятельно использовать знания и навыки философии социальных наук, новейшие тенденции и направления современной социологической теории, методологию и методы социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликтология международных отношений как научная дисциплина: ее объект, предмет, закономерности
1.1. Россия в системе современных международных отношений Лекции 1 2 УК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Россия в системе современных международных отношений Практические 1 2 УК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Россия в системе современных международных отношений Сам. работа 1 24 УК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Методологические основания конфликтологии международных отношений Практические 1 2 УК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Методологические основания конфликтологии международных отношений Сам. работа 1 24 УК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Международные отношения в контексте современных теорий конфликта Сам. работа 1 24 УК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Сам. работа 1 24 УК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Структура и процесс развития международного конфликта
2.1. Типология международных конфликтов Лекции 1 2 УК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Типология международных конфликтов Сам. работа 1 27 УК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Методы исследования конфликтологии международных конфликтов Сам. работа 1 26 УК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Мирное урегулирование международных конфликтов Лекции 1 2 УК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Мирное урегулирование международных конфликтов Сам. работа 1 24 УК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Проблемы обеспечения международной безопасности Сам. работа 1 24 УК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ
Перечень теоретических вопросов
1. Междисциплинарное понимание термина «межнациональный конфликт».
2. Межнациональный конфликт как социальное явление и форма социального взаимодействия международных субъектов.
3. Объект, предмет и уровни конфликтологического исследования межнациональных субъектов.
4. История и направления зарубежной теоретической этнической конфликтологии. Диалектические и функционалистские концепции анализа межнационального конфликта.
5. Базовые методологические положения современной теории конфликта.
6. Диагностика межнационального конфликта как специальная исследовательская технология.
7. Социологические, психологические, политологические, юридические исследования межнационального конфликтов.
8. Методика исследований межнациональной конфликтности локального социума.
9. Основные характеристики межнационального конфликта, выясняемые в процессе его диагностики.
10. Типология межнациональных конфликтов.
11. Межнациональные конфликты, их причины, методики изучения и решения.
12. Общие правила диагностики межнационального конфликта.
13. Последовательность операций в процессе диагностики межнационального конфликта.
14. Арбитражная форма посредничества в межнациональном конфликте.
15. Межнациональный конфликт: социальная сущность, симптомы, формы проявления, методики изучения и профилактики.
16. Программа социологического исследования конкретного межнационального конфликта, ее специфика и основные элементы.
17. Теоретическая и эмпирическая модель изучаемого межнационального конфликта.
18. Основной набор эмпирических методов сбора информации о межнациональном конфликте, используемых в процессе его диагностики.
19. Специфика диагностики межнационального конфликта в организациях.
20. Сущность и технологии конфликтологического консалтинга.
21. Основные способы (модели) разрешения межнационального конфликта.
22. Стадии развития межнационального конфликта.
23. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
24. Практика диагностических исследований конфликтов: зарубежный и российский опыт.
25. Медиаторная форма посредничества в межнациональном конфликте: сущность и технология.
26. Диагностика межэтнических и межнациональных конфликтов.

Практические задания
1. Изобразите графически соотношение форм управление межнациональными конфликтами.
2. Предложите свой вариант решения предложенного преподавателем конкретного межнациональными конфликтами.
3. Разработайте программу предупреждения межнациональной конфликтности в организации, связанной с участием в конфликтах руководителя как арбитра.
4. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
5. Разработайте программу снижения уровня межнациональной напряженности в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию форм управления межнациональными конфликтами.
7. Проведите медиацию какого-либо конкретного межнационального конфликта.
8. Приведите примеры участия специалистов в решении межнациональных конфликтов.
9. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
10. Проанализируйте процесс своего последнего межнационального конфликта в контексте возможного использования технологии АРК в конфликтах.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
1. Междисциплинарное понимание термина «межнациональный конфликт».
2. Межнациональный конфликт как социальное явление и форма социального взаимодействия международных субъектов.
3. Объект, предмет и уровни конфликтологического исследования межнациональных субъектов.
4. История и направления зарубежной теоретической этнической конфликтологии. Диалектические и функционалистские концепции анализа межнационального конфликта.
5. Базовые методологические положения современной теории конфликта.
6. Диагностика межнационального конфликта как исследовательская технология.
7. Социологические, психологические, политологические, исследования межнационального конфликтов.
8. Методика исследований межнациональной конфликтности локального социума.
9. Основные характеристики межнационального конфликта, выясняемые в процессе его диагностики.
10. Типология межнациональных конфликтов.
11. Межнациональные конфликты, их причины, методики изучения и решения.
12. Общие правила диагностики межнационального конфликта.
13. Последовательность операций в процессе диагностики межнационального конфликта.
14. Арбитражная форма посредничества в межнациональном конфликте.
15. Межнациональный конфликт: социальная сущность, симптомы, формы проявления, методики изучения и профилактики.
16. Программа социологического исследования конкретного межнационального конфликта, ее специфика и основные элементы.
17. Теоретическая и эмпирическая модель изучаемого межнационального конфликта.
18. Основной набор эмпирических методов сбора информации о межнациональном конфликте, используемых в процессе его диагностики.
19. Специфика диагностики межнационального конфликта в организациях.
20. Сущность и технологии конфликтологического консалтинга.
21. Основные способы (модели) разрешения межнационального конфликта.
22. Стадии развития межнационального конфликта.
23. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
24. Практика диагностических исследований конфликтов: зарубежный и российский опыт.
25. Медиаторная форма посредничества в межнациональном конфликте: сущность и технология.
26. Диагностика межэтнических и межнациональных конфликтов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абашидзе, А. Х. Международное право. Мирное разрешение споров: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/63975D67-E996-4152-912D-00FE231B742D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кефели, И. Ф. Теория мировой политики: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология
Э2 http://www.humanities.edu.ru/–Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека,ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1) приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС; условиями изучения учебной дисциплины, видами 5 учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине, программой итогового испытания (не позднее 2-ой недели семестра);
2) студент имеет право на получение информации о своем текущем рейтинге; результатах каждого контрольного мероприятия; результатах текущей и промежуточной аттестации; итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год;
3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.