МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной исторической науки
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-124-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной исторической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950) Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 950

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование научного исторического мышления;
Формирование умения видеть историческую науку в процессе ее становления и развити;
Формирования умения видеть взаимодействие и взаимовлияние различных школ и направлений исторической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования
ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-7: способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы исторического исследования и базовые принципы источниковедческого, историографического и конкретно-исторического анализа
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретико-методологические принципы и методы историографического, источниковедческого и конкретно исторического анализа в исследовании конкретных проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками теоретического и прикладного анализа исторических явлений и процессов с привлечением методов историографического, источниковедческого и методов специальных исторических дисциплин

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Развитие историописания до сер. XIX в.
1.1. Романтизм и его роль в обновлении видения исторического процесса и методов его изучения. Т. Калейль Лекции 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Романтизм и его роль в обновлении видения исторического процесса и методов его изучения. Т. Калейль Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Роль конкретно-исторической действительности и позитивистской философии в превращении историописания в науку.Проблема преемственности и обновления в их соотнесенности в процессе становления новых направлений. Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Проблема преемственности и обновления в их соотнесенности в процессе становления новых направлений. Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Расширение проблематики научного исследования. Начало изучения права, общины, города, цеха. Превращение изучения политической истории в отдельное направление исторической науки.Особенности развития исторической науки в разных странах Европы. Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Особенности развития исторической науки в разных странах Европы Практические 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Становление медиевистики в России. Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Изучение работ зарубежных историков XIX в Сам. работа 4 10 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Развитие историописания с кон. XIX в.
2.9. Методологическая дискуссия в немецкой исторической науке в конце XIX в. и ее роль в дальнейшем развитии исторической науки. Лекции 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Неокантианство, его роль в становлении методологии истории. Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Неокантианство, его роль в становлении методологии истории. Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Влияние событий нач. ХХ в. на возрастание критического отношения к исторической науке в общественном сознании. Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Влияние событий нач. ХХ в. на возрастание критического отношения к исторической науке в общественном сознании. Практические 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Научные основания критики позитивистского видения истории как процесса и истории как науки Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Становление и развитие «Школы Анналов». Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Рост влияния «Школы Анналов» на развитие мировой исторической науки после Второй мировой войны. Становление антропологического подхода к истории. Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Национальные особенности развития исторической науки в Европе и США во второй пол. ХХ в. Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Возникновение новых научных направлений: клиометрия, психоистория, микроистория.. «Новая научная история». Историографическая революция. Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Изучение работ зарубежных историков ХХ в. Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Чтение работ ведущих советских историков Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.21. Работа в интернете и составление дайджестов Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.22. Реферирование работ современных историков Сам. работа 4 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.23. Зачет 4 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств находится в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C427444A-7625-45DE-9940-1733D61ED058
Л1.2 Соколов А. Б. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D82BA116-38CE-4A31-83A0-7174EE7FBF2E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов А. Б. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/48DF4A4C-E1FD-476A-A00A-161521D767ED
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.