МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология демократического государства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология демократического государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о правовой природе, сущности, принципах, признаках функциях и проблемах построения современного демократического государства;
научить методам самостоятельного анализа демократических основ государства;
научить оценивать демократические институты в условиях современной России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории социологии демократического государства, новейшие исследовательские методы отечественных и зарубежных ученых использующих современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии для изучения социологии демократического государства
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания основных теорий социологии демократического государства, позволяющие формулировать цели и ставить конкретные задачи исследования социологии демократического государства, а также применять новейшие исследовательские методы российских и зарубежных ученых, использующих современные информационные технологии, аппаратуру и оборудование для изучения социологии демократического государства

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования знаний основных теорий социологии демократического государства, дающие возможность формулирования целей и постановки конкретных задач научных исследований социологии демократического государства, а также использования современных исследовательских методов, применяемых российскими и зарубежными учеными при помощи современной аппаратуры, оборудования и информационных технологий для изучения социологии демократического государства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и сущность демократического государства
1.1. Понятие и сущность демократического государства. Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Понятие и сущность демократического государства. Практические 1 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятия и основные признаки демократического режима. Сам. работа 1 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Место государства в политической системе общества.
2.1. Место государства в политической системе общества. Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Место государства в политической системе общества. Практические 1 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Место государства в политической системе общества. Сам. работа 1 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Правосознание и правовая культура.
3.1. Правосознание и правовая культура. Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Правосознание и правовая культура. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Правосознание и правовая культура. Сам. работа 1 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Правомерное поведение как основа демократического государства.
4.1. Правомерное поведение как основа демократического государства. Лекции 1 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Правомерное поведение как основа демократического государства. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Правомерное поведение как основа демократического государства. Сам. работа 1 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Демократическое государство в современной России.
5.1. Демократическое государство в современной России. Лекции 1 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Демократическое государство в современной России. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Демократическое государство в современной России. Сам. работа 1 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Теории демократического государства: общий обзор.
2. Античная демократия.
3. Представительная демократия.
4. Плебисцитарная демократия.
5. Христианская демократия.
6. Тоталитарная демократия.
7. Виртуальная демократия.
8. Гражданское общество как основа современного демократического государства.
9. Роль негосударственных СМИ в развитии демократических процессов.
10. Влияние институтов гражданского общества на развитие демократии.
11. Выборы как основной инструмент влияния общества на современное демократическое государство.
12. Проблема абсентеизма в современном демократическом государстве.
13. Основные формы социального контроля в современном демократическом государстве.
14. Основные достоинства современного демократического государства.
15. Основные недостатки современного демократического государства.
16. Участие в выборах как фактор политической социализации индивида.
17. Понятие политического режима.
18. Основные признаки демократического режима.
19. Демократия как основа деятельности государства.
20. Общество и государство: понятие и их соотношение.
21. Политическая система общества, понятие, структура, виды.
22. Государство - основной структурный элемент политической системы общества.
23. Государство и общественные организации.
24. Государство и религия: соотношение и взаимодействие.
25. Правосознание: понятие и признаки.
26. Виды и уровни правосознания.
27. Функции правосознания.
28. Правовая культура: понятие и признаки.
29. Современное состояние правосознания и правовой культуры российского общества.
30. Понятие правомерного поведения.
31. Виды правомерного поведения.
32. Понятие и состав правонарушения.
33. Основные виды правонарушений и их совершения в современных условиях.
34. Конституционный строй современной России.
35. Признаки демократического государства.
36. Условия и перспективы развития демократического государства.
Практические задания
1. Одним из важнейших социальных институтов гражданского общества в правовом демократическом государстве является местное самоуправление. Назовите и дайте краткую характеристику трем другим социальным институтам.
2. Знаменитый социолог Карл Поппер как-то заметил, что демократия ведет к авторитаризму или даже тоталитаризму. Приведите не менее трех аргументов в поддержку или в опровержение высказывания одного из самых влиятельных социологов 20 в.
3. Один из авторов плюралистической концепции демократии профессор политической социологии Парижского университета Морис Дюверже утверждал, что существует доминанта стремления к перманентному компромиссу между различными социальными группами современного демократического общества на основе баланса постоянно меняющихся групповых интересов. Приведите не менее трех аргументов в поддержку знаменитого французского ученого.
4. Перед Вами перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к признакам демократии как политического режима.1) Открытость деятельности политических институтов; 2) Многопартийность; 3) Монопольное право государства на правотворчество; 4) Принцип большинства при уважении интересов меньшинства; 5) Реальное существование принципа разделения властей; 6) Федеративное устройство государства; 7) Влиятельное гражданское общество. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:

5. Студент Иванов на практическом занятии высказал мнение, что к верным суждениям о политической системе общества, согласно представительной теории демократии, относятся: 1) К коммуникативному компоненту политической системы общества относятся политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. 2) В зависимости от объекта власти различают прогрессивные и регрессивные политические системы общества. 3) Политическая система общества обеспечивает стабильное функционирование общества. 4) Все сферы политической системы находятся в перманентном взаимодействии. 5) Государство есть фундамент политической системы общества.
Прав ли Иванов? Что, на Ваш взгляд, не относится к верным суждениям о политической системе общества, согласно представительной теории демократии?
Ответ: _________________________________________________________________________
6. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции
А) решение вопросов гражданства РФ
Б) управление федеральной собственностью
В) утверждение изменения границ между субъектами РФ
Г) осуществление помилования
Д) разработка и представление ГД РФ федерального бюджета
Субъекты Государственной власти РФ
1) Президент РФ
2) Совет Федерации
3) Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А Б В Г Д


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Д. Перевалов Теория государства и права : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт , 2018 www.biblio-online.ru/book/415FF938-49CB-4356-A538-7C552569CBE1.
Л1.2 Н. А. Баранов Политология. Современная демократия : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E0B3104C-D4D2-4EED-8BE2-E76263BFDE50.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Лазарев, С. В. Липень. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9C9DED64-CBB4-49D9-A521-5D7FFD824B42.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э3 www.soc.pu.ru
Э4 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э5 www.humanities.edu.ru/db/msg/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.