МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История международных отношений и дипломатии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-3-2019
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 138
самостоятельная работа 213
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 22,5 15,5 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 24 24 72 72
Практические 24 24 24 24 18 18 66 66
Сам. работа 69 69 69 69 75 75 213 213
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 144 144 144 144 144 144 432 432

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич;к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
История международных отношений и дипломатии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. №465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать представление об истории дипломатии и международных отношений как непрерывном процессе, сопровождающем развитие государственно-организованной цивилизации;
– обозначить факторы, способствующие формированию структур и методов международных отношений при переходе от племенной организации к государству;
– выявить цивилизационные особенности международных отношений в странах Востока и полисном мире;
- проследить формирование и трансформацию системы межгосударственных отношений в Средиземноморском регионе;
- определить основные институты, нормы и методы внешней политики древних государств;
- сформировать представление о системных закономерностях и логике процесса становления международных отношений современного типа;
- проследить процесс становления и основные этапы эволюции Вестфальской системы международных отношений в XVII-XIX вв.;
- выявить историческое наследие эпохи становления государств-наций в современных международных отношениях;
- изучить особенности и этапы протоглобализации и мировой политики XVIII-XIX вв.
- сформировать устойчивые навыки историко-политической аргументации при исследованиях на исторические и современные темы предметной области международных отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-1 умение системно мыслить, ставить цели и выбирать пути их достижения, умение выявлять международно-политические смысловые нагрузки проблем и процессов
ОПК-6 способность находить практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности и соотношения долгосрочных международно-политических тенденций и параметров современной мирополитической системы
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать основы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов;
выявлять историческое и системное своеобразие этапов эволюции международных отношений в связи с общим ходом всемирно-исторического процесса;
интерпретировать международные конфликты в дихотомии "традиционные-совремнные", "конвенциональные-универсальные"
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками комплексного многофакторного и системного анализа международных отношений в контексте всемирно-исторического процесса;
владеть основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций
системой историко-политической аргументации при изучении истории и современных международных отношений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начало международных отношений и истории дипломатии
1.1. Предмет и задачи курса (вводная лекция) Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Характер международных отношений и дипломатия Древнего Востока Лекции 2 2 ОК-2 Л3.1, Л1.1
1.3. Особенности международных отношений и дипломатии Древнего Востока Практические 2 4 ОК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Международные отношения и дипломатия Древней Греции
2.1. Международные связи и становление дипломатии в Древней Греции в архаическую и классическую эпохи (VIII–IV вв. до н.э.) Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1
2.2. Особенности международных отношений и дипломатии древних греков Практические 2 4 ОПК-6 Л3.1, Л1.1
2.3. Международные отношения и дипломатия в позднеклассическую и раннеэллинистическую эпоху (IV в. до н.э.) Лекции 2 2 ОК-2 Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Международные отношения и дипломатия Древнего Рима
3.1. Международные отношения и дипломатия Древнего Рима в период Ранней Республики Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л1.1
3.2. Международные отношения в Западном Средиземноморье в период Поздней Республики и Империи Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1
3.3. Особенности международных отношений и дипломатии древних римлян Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-6 Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Международные отношения и дипломатия раннего средневековья
4.1. Международные отношения и дипломатия в конце раннего средневековья (VIII-XI вв.) Лекции 2 2 ОК-2 Л3.1, Л1.1
4.2. Международные отношения в Европе в период Великого переселения народов и варварских королевств Лекции 2 2 ОК-2 Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Международные отношения в период развитого и позднего средневековья
5.1. Международные отношения в Европе и на Ближнем Востоке в эпоху крестовых походов (XII–XIII вв.) Лекции 2 2 ОК-2 Л3.1, Л1.1
5.2. Международные отношения в эпоху крестовых походов Практические 2 4 ОК-2, ОПК-6 Л3.1, Л1.1
5.3. Франция и Англия в системе международных отношений в XI–XV вв. Лекции 2 2 ОК-2 Л3.1, Л1.1
5.4. Столетняя война Практические 2 4 ОК-2 Л3.1, Л1.1
5.5. Священная Римская империя и папство в международных отношениях в эпоху развитого средневековья (XII–XV вв.) Лекции 2 2 ОК-2 Л3.1, Л1.1
5.6. Древняя Русь в системе международных отношений Практические 2 4 ОК-2 Л3.1, Л1.1
5.7. Международные отношения в период позднего средневековья Лекции 2 2 ОК-2 Л3.1, Л1.1
5.8. Подготовка к лекциям, практическим занятиям и к экзамену Сам. работа 2 69 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1
5.9. Экзамен 2 27 ОК-2, ОПК-1 Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Международные отношения в XVI-середине XIX вв.
6.1. Европа к началу Нового времени. Характеристика основных участников международных отношений. Лекции 3 4 ОК-2 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.2. Итальянские войны. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.3. Развитие дипломатии в XVI-XVII вв. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.4. Тридцатилетняя война. Формирование Вестфальской СМО. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.5. Основные международные конфликты второй половины XVII-XVIII вв. Развитие дипломатии. Лекции 3 8 ОК-2, ОПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.6. Влияние Французской революции на международные отношения начала XIX в. Венский конгресс. Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.7. Лекция-дискуссия. Священный союз. Дипломатия европейских конгрессов. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.8. Тридцатилетняя война. Практические 3 4 ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.9. Конфликты XVIII в. Практические 3 4 ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.10. Конгрессы Священного союза. Практические 3 4 ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.11. Развитие дипломатии и дипломатической службы в XIX в.(подготовка докладов). Практические 3 12 ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.12. Подготовка к семинарским занятиям. Сам. работа 3 36 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.13. Подготовка к экзамену. Сам. работа 3 33 ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
6.14. Экзамен 3 27 ОК-2, ОПК-1, ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 7. Международные отношения в XIX в.
7.1. Эволюция Венской системы международных отношений Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.2. Перегруппировка сил в Европе и складывание европейских союзов 1870-90-е гг. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.3. Систнма европейских альянсов: сравнительная и типологическая характеристика Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.4. Западный мир на рубеже Х1Х-ХХ столетий и эволюция международных отношений Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.5. Империализм как фактор глобализации. Колониальная система и мировая политика Х1Х в. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.6. Внешняя политика и дипломатия великих держав вт. пол. Х1Х в.: общее и особенное Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.7. Англо-германский антагонизм: природа, факторы складывания и роль в международных отношениях Лекции 4 4 ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.8. США в системе международных отношений: основные направления внешней политики Лекции 4 4 ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.9. Международные кризисы, конфликты и механизмы урегулирования: историческое своеобразие Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.10. Балканы в системе международных отношений во второй половине Х1Х в. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.11. Балканы в системе МО Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.12. Вестфальская система и баланс сил в Х1Х в. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.13. Формирование блоковой системы на рубеже Х1Х-ХХ в. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.14. Блоки держав, блоковая дипломатия и проблема системного кризиса международных отношений Практические 4 6 ОК-2, ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.15. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 36 ОК-2, ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.16. Подготовка сообщения на тему национальных особенностей внешней политики и дипломатии Сам. работа 4 8 ОК-2, ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.17. Заполнение сравнительной таблицы "Вестфальская система и баланс сил" Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.18. Поготовка к выполнению тестовых заданий Сам. работа 4 27 ОК-2, ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4
7.19. Экзамен 4 27 ОК-2, ОПК-1, ОПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе
1. Форин Офис и британская дипломатическая традиция.
2. Имперская внешняя политика и роль британской дипломатии в формировании блоков держав.
3. Дипломатия О.Бисмарка.
4. Дипломатическое обеспечение мирового курса Германии.
5. Особенности российской дипломатии.
6. Российские министры иностранных дел и формирование дипломатической традиции.
7. Французская дипломатия и проблема безопасности.
8. Формирование активной внешней политики США и её дипломатическое обеспечение.
9. Роль малых стран в европейской политике на примере балканской дипломатии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Козулин Теория и история дипломатии (Древний мир и Средние века) [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Батюк В.И. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Власов Н.А. - Отв. ред. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. В. Монина Великая французская революция [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. всеобщей истории и международных отношений Теория и история дипломатии (Дипломатия и международные отношения в Древнем мире и в Средние века): метод. указания и программа курса для студентов направления <Международные отношения> Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центр антиковедения СПбГУ centant.pu.ru
Э2 История Древнего Рима www.ancientrome.ru
Э3 Interactive Ancient Mediterranean (карты Средиземноморского региона в древности) iam.classics.unc.edu
Э4 Oriental Institution Site Maps (карты древнего Ближнего Востока) oi.uchicago.edu
Э5 Первая мировая война : библиографический указатель www.bfrz.ru
Э6 30-летняя война. Первый общеевропейский конфликт. www.youtube.com
Э7 7 - летняя война 1756-1763 гг ok.ru
Э8 Учебная дисциплина «История международных отношений и дипломатии» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.