МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы и модели предварительной диагностики состояния здоровья человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильИнформационные технологии в анализе и геометрии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_ИТАГ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Дронов Сергей Вадимович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Баянова Надежда Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Методы и модели предварительной диагностики состояния здоровья человека

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению 02.04.01 Математика и компьютерные науки Программа подготовки: Информационные технологии в анализе и геометрии утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010 г. №538

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 13.06.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.ф.-м.н. Саженков А.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 13.06.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой доцент, к.ф.-м.н. Саженков А.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – глубокое овладение современными статистическими методами, приобретение навыков в работе с большими массивами данных, привычки использования статистических таблиц и компьютерного программного обеспечения в процессе принятия решений в области предварительной диагностики состояния здоровья человека.
Задачи:
1. Cоздание представления у студента о круге решаемых с помощью многомерных статистических методов задач, о различных подходах к их решению.
2. Овладение методами сокращения объемов обрабатываемой информации, придании ей наглядного, обозримого характера.
3. Применение полученных знаний к решению практических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к интенсивной научно-исследовательской работе
ПК-2 способность к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, к управлению научным коллективом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Возможности применения методов обработки медицинских данных для их интенсивной обработки с помощью современных математических методов
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с большими массивами выборочных данных, организовывать работу коллектива по их параллельной обработке
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации научно-исследовательской и производственной деятельности по принятию управленческих и иных решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Первичная обработка статистических данных
1.1. Практическая группировка и цензурирование данных Практические 4 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Знакомство с современными методами цензурирования Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.3. Решение задач на построение согласованных групп экспертов и методы оценки качества Практические 4 2 ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1
1.4. Задачи экспертного оценивания. Иные применения ранговых коэффициентов Сам. работа 4 2 ПК-1 Л2.2
1.5. Методика построения толерантных множеств Сам. работа 4 20 ПК-1 Л2.2
Раздел 2. Выявление факта, оценивание силы и вида статистических связей
2.1. Постановка и решение задач регрессии Практические 4 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1
2.2. Регрессия с ограничениями. Задачи интерполяции и прогноза с помощью регрессии Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Решение задач ANOVA и MANOVA Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1
2.4. Другие подходы к задачам дисперсионного анализа Понятие о планировании эксперимента Сам. работа 4 2 ПК-1 Л2.2
Раздел 3. Задачи снижения размерности статистических данных
3.1. Практический поиск главных компонент Практические 4 2 ПК-1 Л2.2, Л1.1
3.2. Определение необходимого числа главных компонент. Способы определения иных критериев качества Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2
3.3. Решение задач факторного анализа Практические 4 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2
3.4. Интерпретация латентных факторов. Методы оценивания индивидуальных их значений Сам. работа 4 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1
3.5. Подготовка данных для многомерного шкалирования Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
3.6. Алгоритм Торгерсона Практические 4 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Классификация многомерных данных
4.1. Построение оптимальных линейных прогностических правил. Метод ближайших соседей. Оценка качества дискриминации Практические 4 4 ПК-1 Л2.2, Л1.1
4.2. Иные способы построения дискриминаторов в случае числа классов, не меньшего трех. Уилксово лямбда. Нелинейные методы Сам. работа 4 3 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Решение задач кластеризации методами ФОРЕЛЬ и k-средних Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1
4.4. Иерархические древовидные классификации Сам. работа 4 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Элементы теории временных рядов
5.1. Оценивание полиномиального и тригонометрического тренда. Определение эффекта сезонности Практические 4 6 ПК-1 Л2.2
5.2. Сглаживание. Построение и применение скользящих средних и коррелограммы Сам. работа 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.3. Метод Херста. Применения спектральных методов в теории прогноза и взаимной зависимости временных рядов Сам. работа 4 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бакалов В.П. Медицинская электроника: основы биотелеметрии: учебник Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дронов С.В. Методы и задачи многомерной статистики: учебник АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Блягоз З.У. Теория вероятностей и математическая статистика. Курс лекций: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ:
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Единый образовательный портал
http://portal.edu.asu.ru/
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Студенты, основываясь на своем предыдущем опыте изучения теории вероятностей и математической статистики, прослушав краткие обзорные лекции, решают ряд практических задач в компьютерном классе. С медициной данный курс связывает лишь то, что данные для работы взяты из опыта практического общения специалистов факультетта ФМиИТ с практикующими медиками. Фактически речь идет о применении совреманных статистических методов к реальным данным.

2. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя ).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к 'rpfvtye возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.