Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 80 | 80 | 80 | 80 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям; стимулирование потребности к социально-философской оценке исторических событий и фактов действительности; усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10 |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | новейшие отечественные и зарубежные методы самостоятельного формулирования цели и постановки конкретных задач научных исследований в области социальной глобалистики, дающие возможность их решения с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований в области социальной глобалистики, при помощи современных отечественных и зарубежных исследовательских методов, а также применять современную аппаратуру, оборудование и информационные технологии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования новейших отечественных и зарубежных методов, позволяющих самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований в области социальной глобалистики при помощи современной аппаратуры, оборудования и информационных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Задачи и функции учебной дисциплины «Социальная глобалистика" | ||||||
1.1. | Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа | Практические | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Социально-философские проблемы в контексте современности. Предмет курса социально-философские проблемы современности. Общество и культура как предметы философского анализа | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Современный философский иррационализм как основа решения социально-философских проблем современности. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества (социофилософский аспект) | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Социологические проблемы научного исследования социально-философских проблем современности | ||||||
2.1. | Антропологическое измерение глобальных проблем современности | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Антропологическое измерение глобальных проблем современности | Практические | 8 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Антропологическое измерение глобальных проблем современности | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики). 2. Анализ глобальных перспектив мирового развития, прежде всего уровня и качества жизни последующих поколений, с учетом современных энергетических кризисов и истощимости природных ресурсов. 3. Человеческое измерение глобальных изменений: различение глобальных и локальных процессов. 4. Анализ глобальных проблем человечества, в том числе социально-экономического развития, экологического кризиса, изменения климата. 5. Проект "Мир 2000". Предварительный план проекта, его роль и значение. 6. Противоречия между глобализацией проблем развития, интернационализацией производства в мировом капиталистическом хозяйстве и узконациональными интересами отдельных стран в преддверии 21 в. 7. О новом подходе к современным глобальным проблемам (гонка вооружений, рост населения, экологический кризис, глобальный дисбаланс производства и распределения ресурсов и богатства, нарушение прав человека) и путям их разрешения. 8. Критика современного экономического мышления и предложение своего решения, основанного на "железном законе" экономики, экологии и правительства. 9. Глобальные проблемы мирового развития: экономико-географический, демографический, социально-экономический и экологический аспекты. 10. Философский аспект глобальных проблем 11. Человечество в ситуации глобального кризиса. 12. Философия и будущее в глобальном контексте. 13. Глобальные экологические проблемы 14. Современная экологическая ситуация и ее глобальные масштабы. 15. Взаимосвязь человека и окружающей среды. Влияние природной среды на жизнь человека (геоморфология, климат, почва, экосистемы и т.д.). 16. Усиливающаяся роль человека в негативных изменениях, происходящих в окружающей среде. 17. Экологические проблемы мирового развития: ядерное разоружение, преодоление последствий тепличного эффекта. 18. Перспективы состояния живой природы на земном шаре и глобальные задачи охраны окружающей среды и управления природопользованием. 19. Социальная, политическая экономия и защита окружающей среды в мировой экономике. Мобилизация глобальных ресурсов на защиту окружающей среды. 20. Проблемы экономического развития с учетом задач охраны окружающей среды; гармоничного развития человека и природы; разумного использования природных ресурсов. 21. Оценка масштабов глобального экологического кризиса, очевидным проявлением которого являются климатические изменения на планете. Задачи мирового сообщества в предотвращении усугубления кризиса. 22. О глобальном экономическом сотрудничестве в области природопользования и охраны окружающей среды. 23. Анализ глобальной экономической ситуации и возможного влияния изменения климата на экономическое развитие. 24. Международное сотрудничество по проблемам выработки экономической политики. 25. Оценка валидности метода затраты - результаты в экологических исследованиях. 26. Глобальные проблемы загрязнения атмосферы и международное сотрудничество в области охраны среды. 27. Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в области экологии. 28. Глобальные экологические проблемы: состояние окружающей среды, экологическая политика отдельных стран мира, международное сотрудничество. 29. О глобальных экологических проблемах в развивающихся странах. Экологическая политика. 30. Экологическая проблема в числе глобальных проблем: основные тенденции к деградации всех компонентов окружающей среды. 31. Мировой демографический процесс 32. Анализ демографических процессов в глобальном аспекте, в том числе проблем постарения населения и семьи. Материалы конференции. 33. Анализ круга проблем, связанных с ростом населения на земном шаре, в том числе эффективной международной демографической политики и программ планирования семьи. 34. Глобальные проблемы здоровья населения на современном этапе и перспективы до 2000 г. Анализ в контексте социально-экономических процессов в странах мира. 35. Программы перенаселения земного шара рассматриваются в непосредственной связи с ухудшением состояния среды и тенденциями развития мировой экономики. Философский аспект анализа. 36. Глобальные проблемы, связанные с населением и окружающей средой. 37. Анализ проблем роста населения и экономического развития в глобальном аспекте. 38. Анализ мировых демографических процессов в прямой взаимосвязи с экологическими проблемами и проблемами природопользования и истощения ресурсов. 39. Межнациональные конфликты современного мира 40. Россия в контексте глобальных проблем Практические задания 1. При обсуждении вопроса о том, что такое глобалистика, между студентами Т. и Л. возникла дискуссия. Студент Т. утверждает, что глобалистика – это совокупность научных исследований в области глобальных проблем, а по мнению студента Л. – это форма знания, изучающая развитие человека, общества и природы. Выскажите свою точку зрения по каждому определению, данному в тексте. Кто из студентов прав? Дайте определение термину «глобалистика». 2. Студент К., определяя основные демографического процесса, назвал среди прочих эмиграцию, воспроизводство населения и интенсивность процессов. Студент О. указал, что к таковым процессам относятся рождаемость, иммиграция, смертность и прекращение брака. Перечислите демографические процессы, исходя из текста, и найдите ошибку в ответе одного из студентов. Приведите еще примеры демографических процессов, не указанных в тексте. 3. Найдите словосочетание, которое является обобщающим для всех остальных словосочетаний представленного ниже ряда. Запишите цифру, под которой оно указано: 1) Гонка вооружений; 2) Загрязнение атмосферы; 3) Межнациональный конфликт; 4) Глобальный дисбаланс производства; 5) Глобальная проблема; 6) Перенаселение планеты; 7) Проблема мирового развития. Ответ: ____________________. 4. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Огромное влияние на современные глобализационные процессы оказывает рыночная конкуренция - не только на (А)_________________________, но и в мировом масштабе. Главные средства конкуренции - снижение издержек, повышение качества и (Б)__________________________ товаров и услуг - становятся «мотором» глобализации. На (В) ___________________________ глобализация проявляется в усилении взаимозависимости национальных экономик, интенсификации международных экономических отношений. На (Г) __________________________ глобализация обуславливает изменение стратегии деятельности фирм. Экологические проблемы причиняют огромный вред окружающей среде. Среди самых актуальных – (Д) _____________________ дожди, глобальное потепление, токсическое загрязнение (Е) _____________________, исчезновение лесов, загрязнение подземных вод химикатами, разрушение почвы в некоторых областях и угроза представителям флоры и фауны». 1) Атмосфера; 2) Макроуровень; 3) Национальный рынок; 4) Расширение ассортимента; 5) Кислотный; 6) Микроуровень. 5. Приведите решение на каждую глобальную проблему: рост хронических заболеваний, межнациональный конфликт, перенаселение. 6. Назовите не менее 3 глобальных проблем, характерных на сегодняшний день. Ответ аргументируйте. 7. Прочитайте ниже приведённый текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. «(А) Это направление решает главную задачу: сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель или хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции. (Б) Предполагает повышение гармонизации экологических международных отношений, интеграцию России в международные организации на пути преодоления экологического кризиса как одной из глобальных мировых проблем современного человечества. (В) Предполагает применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения, приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранительное законодательство, привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности лиц, виновных в причинении вреда природной среде. (Г) Оно заключается в развитии системы экологического образования, воспитания, в перестройке потребительского отношения к природе, т.е. в экологической трансформации мышления человека. (Д) В основе его содержания лежит деятельность по созданию экологически чистых технологий природопользования, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов». Сопоставьте каждое положение с моделью реализации государственной экологической политики соответствует этим положениям: 1) Международно-правовое направление; 2) Эколого-просветительное направление; 3) Административно-правовое направление; 4) Экономическое направление; 5) Технологическое направление. Ответ: А Б В Г Д |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кефели И. Ф., Выходец Р. С. | ГЛОБАЛИСТИКА. ЭКОПОЛИТОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Баженов А.М. | СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. А. Брушкова | Социология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B. |
Л2.2 | Пыж В.В. | ГЕОПОЛИТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.socio.ru | |||
Э2 | www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov | |||
Э3 | www.humanities.edu.ru/db/msg/ | |||
Э4 | Курс в moodle «Социальная глобалистика» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |