МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социального государства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей социологии
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы социального государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., проф.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., проф.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях развития социальной сферы общества, принципах формирования современного социального государства и социальных функциях государства; изучить принципы, цели и направления социальной политики социального государства; проанализировать приоритеты социального развития РФ; дать представление о формах социальной ответственности разных субъектов реализации социальной политики; развить навыки самостоятельного анализа актуальных социальных проблем общества и адекватной оценки проводимых в преобразований в рамках становления социального государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: способностью учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и доминирующие факторы развития современного социального государства, учитывающие специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные этапы и доминирующие факторы развития современного социального государства и применять их для выявления особенностей этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа основных этапов и доминирующих факторов в современном социальном государстве и закономерностей его развития, необходимых для учета специфики профессиональной деятельности на глобальном, национальном и региональном уровне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление и особенности социального государства
1.1. Сущность, цели и принципы социального государства. Понятие и модели социальной политики. Лекции 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность, цели и принципы социального государства.Понятие и модели социальной политики. Практические 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность, цели и принципы социального государства. Понятие и модели социальной политики. Сам. работа 2 32 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Субъекты социальной политики Сам. работа 2 32 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Развитие и поддержка социальной сферы в социальном государстве
2.5. Система социальной защиты населения. Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Лекции 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
2.6. Система социальной защиты населения.Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Практические 2 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1
2.7. Система социальной защиты населения.Охрана и защита прав граждан в сфере труда, образования, здравоохранения. Сам. работа 2 32 ОПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.
2. Современные представления о сущности социального государства.
3. Принципы социального государства и их обоснование.
4. Приоритетные направления деятельности социального государства.
5. Важнейшие признаки социального государства.
6. Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки.
7. Особенности корпоративной модели социального государства.
8. Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения.
9. Значение концепции социального государства Российской Федерации для развития российского общества.
10. Причины, затрудняющие становление социального государства.
11. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства.
12. Понятие и признаки правового государства.
13. Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния.
14. Демократический режим власти в социальном государстве.
15. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран.
16. Социальное государство как эффективный метод регулирования социально-трудовых отношений.
17. Важнейшие цели социальной политики социального государства.
18. Субъекты социальной политики социального государства.
19. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства.
20. Понятие и признаки социальной ответственности государства.
21. Основные направления социальной политики бизнес-структур.
22. Особенности проявления социальной ответственности гражданина.
23. Критерии эффективности социальной политики социального государства.
24. Социальное законодательство Российской федерации — актуальные проблемы.
25. Социальная защита населения в социальном государстве.
26. Государственная политика занятости в социальном государстве.
27. Государственная политика социального государства в сфере здравоохранения.
28. Государственная политика социального государства в сфере образования.

Типовые практические задания:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое социальное государство, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, социальное государство — это правовое государство развитого гражданского общества, а по мнению Петрова — это государство, стремящиеся к обеспечению достойных условий существования своих граждан. Разрешите спор.
2. Студент Иванов, определяя высшие ценности социального государства, назвал среди прочих гражданина данного государства и общество в целом. Студент Петров указал, что к таковым относятся отдельные социальные группы и граждане другого государства. Перечислите высшие ценности социального государства.
3. Соотнесите понятия «демократическое» и «социальное» государство.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Анисимова, Г.И. Климантова, И.Н.Маяцкая, В.А. Петросян, О.П. Прохорова Социальная политика : М.: Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П.П. Салтыкова Социальная политика государства и пути её реализации: М.: Лаборатория книги , 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142629
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Агентство «Социальные Инвестиции». – Режим доступа: www.socinvest.org
Э2 2. Агентство региональных политических исследований (АРПИ). – Режим доступа: http : //arpi.info
Э3 3. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э4 4. База данных «Федеральные законы». – Режим доступа: http : //www.council.gov.ru
Э5 5. Виртуальный ресурсный центр для НКО. – Режим доступа: www.trainet.org
Э6 6. Журнал исследований социальной политики. – Режим доступа: http : //www.jsps.ru/
Э7 7. Каталог общественных ресурсов в Интернет. – Режим доступа: www.ngo.ru
Э8 8. Мир России (журнал). – Режим доступа: http : //www.ecsocman.edu.ru /
Э9 9. Независимый институт социальной политики. – Режим доступа: www.socpol.ru
Э10 10. Фонд аналитических программ «Экспертиза». – Режим доступа: www.farex.ru
Э11 11. Центр проблем социального развития Европы Института Европы РАН. – Режим доступа: www.ieras.ru
Э12 12. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» «ДемоскопWeekly». – Режим доступа: www.demoscope.rup
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.