Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент
1.1. | освоение студентами основных социологических методов исследования конфликтов в духовной сфере |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы и специфику применения социологических методов исследования конфликтов в духовной сфере |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать разнообразные методы исследования основных составляющих конфликтов в духовной сфере |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими навыками описания и интерпретации результатов исследований конфликтов в духовной сфере |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Количественные методы исследования конфликтов в духовной сфере | ||||||
1.1. | Опросные методы исследования конфликтов в духовной сфере | Лекции | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Опросные методы исследования конфликтов в духовной сфере | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Опросные методы исследования конфликтов в духовной сфере | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Контент-анализ как метод исследования конфликтов в духовной сфере | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Контент-анализ как метод исследования конфликтов в духовной сфере | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Контент-анализ как метод исследования конфликтов в духовной сфере | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.7. | Использование статистических данных в исследовании конфликтов в духовной сфере | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.8. | Использование статистических данных в исследовании конфликтов в духовной сфере | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.9. | Использование статистических данных в исследовании конфликтов в духовной сфере | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Качественные методы исследования конфликтов в духовной сфере | ||||||
2.1. | Глубинное интервью как метод исследования конфликтов в духовной сфере | Лекции | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Глубинное интервью как метод исследования конфликтов в духовной сфере | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Глубинное интервью как метод исследования конфликтов в духовной сфере | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Фокус-группа как метод исследования конфликтов в духовной сфере | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Фокус-группа как метод исследования конфликтов в духовной сфере | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Фокус-группа как метод исследования конфликтов в духовной сфере | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Наблюдение и эксперимент как методы исследования конфликтов в духовной сфере | Лекции | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.8. | Наблюдение и эксперимент как методы исследования конфликтов в духовной сфере | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.9. | Наблюдение и эксперимент как методы исследования конфликтов в духовной сфере | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Теоретические вопросы 1. Основное предназначение опросных методов. 2. Разновидности опросных методик: их преимущества и недостатки. 3. Специфика опросов при изучении конфликтов в духовной сфере. 4. Возможности опросных методов для диагностики конфликтов в духовной сфере. 5. Технология проведения контент-анализа. 6. Основные преимущества и недостатки контент-анализа. 7. Специфика контент-анализа при анализе конфликтов в духовной сфере. 8. Применение контент-анализа при диагностике конфликтов в духовной сфере. 9. Основные виды статистической информации и ее источники. 10. Содержание статистических данных и возможности их использования при анализе конфликтов в духовной сфере. 11. Статистические данные в процессе диагностики конфликтов в духовной сфере. 12. Специфика и организация проведения глубинного интервью. 13. Основные разновидности глубинного интервью. 14. Специфика глубинного интервью при изучении конфликтов в духовной сфере. 15. Возможности глубинного интервью для диагностики конфликтов в духовной сфере. 16. Сущность и предназначение фокус-группового исследования. 17. Основные этапы проведения фокус-группы. 18. Специфика фокус-группового метода при изучении конфликтов в духовной сфере. 19. Возможности фокус-группового методв для диагностики конфликтов в духовной сфере. 20. Специфика организации наблюдения. 21. Основные разновидности наблюдения. 22. Эксперимент как способ сбора социологической информации. 23. Специфика наблюдения и экспиремента при изучении конфликтов в духовной сфере. 24. Возможности наблюдения и эксперимента для диагностики конфликтов в духовной сфере. Практические задания 1. Покажите связи, которые, на Ваш взгляд существуют между количественными и качественными методами социологических исследований 2. Разработайте программу социологического исследования конфликтов в духовной сфере 3. Проанализируйте результаты социологического исследования конфликтов в духовной сфере 4. Разработайте выборочный план социологического исследования конфликтов в духовной сфере |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Светское и религиозное понимание духовности. 2. Духовная жизнь: система показателей и индикаторов. 3. Критерии социологической оценки духовной жизни общества. 4. Роль социологии духовной жизни в постиндустриальном обществе. 5. Российская «соборность» - историческая эволюция представлений. 6. Проблема сопоставимости цивилизаций в социологии духовной жизни как проблема сопоставимости ценностей. 7. Социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института. 8. Образование как фактор социальной дифференциации в современном обществе. 9. Профессиональные интенции современного студенчества. 10. «Утечка мозгов» как феномен российской науки. 11. Научное и художественное творчество: социологические подходы в исследовании. 12. Искусство как предмет социологического исследования 13. Дегуманизация искусства как проблема духовной жизни современного российского общества 14. Трансформация моральных представлений современных россиян. 15. Специфика молодежных субкультур в современной России. 16. Сравнительный анализ ценностных ориентаций верующих различных конфессий (на примере России). 17. Сектантство: сущность и причины возникновения. 18. Проблема гендерной асимметрии в религии. 19. Функциональность и дисфунциональность религии в современном мире. 20. Религиозный фанатизм: социальные источники его формирования. 21. Сущность и последствия процесса секуляризации в современном обществе. 22. Интернет и его влияние на современный стиль воспроизводства духовной жизни. 23. Интеллектуальная собственность: понятие, механизмы защиты. 24. Современные духовные искания российской интеллигенции. 25. Интеллигенция, анализ ее функциональности и дисфункциональности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бунтовская, Л. Л. | Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/26BFDC59-52CF-4ECE-99EF-AF93429190AB |
Л1.2 | Кравченко, А. И. | Методология и методы социологических исследований: учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/6005DE17-D25C-4E79-873E-CBF5BF8CE6A5. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Оганян, К. М. | Методология и методы социологического исследования : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/A3036E11-FA64-49F1-A0C4-BE68809B0930 |
Л2.2 | Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Докторов Б.З. | ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Методы исследования конфликтов в духовной сфере» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader SPSS Statistics 21 | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо: ознакомиться с планом практического занятия; самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы; просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно); проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам; при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного; при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем. При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Практическое задание Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Тестирование Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Реферат Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Зачет Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос. |