МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы исследования конфликтов в духовной сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы исследования конфликтов в духовной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами основных социологических методов исследования конфликтов в духовной сфере

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и специфику применения социологических методов исследования конфликтов в духовной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать разнообразные методы исследования основных составляющих конфликтов в духовной сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками описания и интерпретации результатов исследований конфликтов в духовной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Количественные методы исследования конфликтов в духовной сфере
1.1. Опросные методы исследования конфликтов в духовной сфере Лекции 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Опросные методы исследования конфликтов в духовной сфере Практические 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Опросные методы исследования конфликтов в духовной сфере Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Контент-анализ как метод исследования конфликтов в духовной сфере Лекции 2 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Контент-анализ как метод исследования конфликтов в духовной сфере Практические 2 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Контент-анализ как метод исследования конфликтов в духовной сфере Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Использование статистических данных в исследовании конфликтов в духовной сфере Лекции 2 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Использование статистических данных в исследовании конфликтов в духовной сфере Практические 2 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Использование статистических данных в исследовании конфликтов в духовной сфере Сам. работа 2 5 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Качественные методы исследования конфликтов в духовной сфере
2.1. Глубинное интервью как метод исследования конфликтов в духовной сфере Лекции 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Глубинное интервью как метод исследования конфликтов в духовной сфере Практические 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Глубинное интервью как метод исследования конфликтов в духовной сфере Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Фокус-группа как метод исследования конфликтов в духовной сфере Лекции 2 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Фокус-группа как метод исследования конфликтов в духовной сфере Практические 2 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Фокус-группа как метод исследования конфликтов в духовной сфере Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Наблюдение и эксперимент как методы исследования конфликтов в духовной сфере Лекции 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Наблюдение и эксперимент как методы исследования конфликтов в духовной сфере Практические 2 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Наблюдение и эксперимент как методы исследования конфликтов в духовной сфере Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретические вопросы
1. Основное предназначение опросных методов.
2. Разновидности опросных методик: их преимущества и недостатки.
3. Специфика опросов при изучении конфликтов в духовной сфере.
4. Возможности опросных методов для диагностики конфликтов в духовной сфере.
5. Технология проведения контент-анализа.
6. Основные преимущества и недостатки контент-анализа.
7. Специфика контент-анализа при анализе конфликтов в духовной сфере.
8. Применение контент-анализа при диагностике конфликтов в духовной сфере.
9. Основные виды статистической информации и ее источники.
10. Содержание статистических данных и возможности их использования при анализе конфликтов в духовной сфере.
11. Статистические данные в процессе диагностики конфликтов в духовной сфере.
12. Специфика и организация проведения глубинного интервью.
13. Основные разновидности глубинного интервью.
14. Специфика глубинного интервью при изучении конфликтов в духовной сфере.
15. Возможности глубинного интервью для диагностики конфликтов в духовной сфере.
16. Сущность и предназначение фокус-группового исследования.
17. Основные этапы проведения фокус-группы.
18. Специфика фокус-группового метода при изучении конфликтов в духовной сфере.
19. Возможности фокус-группового методв для диагностики конфликтов в духовной сфере.
20. Специфика организации наблюдения.
21. Основные разновидности наблюдения.
22. Эксперимент как способ сбора социологической информации.
23. Специфика наблюдения и экспиремента при изучении конфликтов в духовной сфере.
24. Возможности наблюдения и эксперимента для диагностики конфликтов в духовной сфере.
Практические задания
1. Покажите связи, которые, на Ваш взгляд существуют между количественными и качественными методами социологических исследований
2. Разработайте программу социологического исследования конфликтов в духовной сфере
3. Проанализируйте результаты социологического исследования конфликтов в духовной сфере
4. Разработайте выборочный план социологического исследования конфликтов в духовной сфере



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Светское и религиозное понимание духовности.
2. Духовная жизнь: система показателей и индикаторов.
3. Критерии социологической оценки духовной жизни общества.
4. Роль социологии духовной жизни в постиндустриальном обществе.
5. Российская «соборность» - историческая эволюция представлений.
6. Проблема сопоставимости цивилизаций в социологии духовной жизни как проблема
сопоставимости ценностей.
7. Социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института.
8. Образование как фактор социальной дифференциации в современном обществе.
9. Профессиональные интенции современного студенчества.
10. «Утечка мозгов» как феномен российской науки.
11. Научное и художественное творчество: социологические подходы в исследовании.
12. Искусство как предмет социологического исследования
13. Дегуманизация искусства как проблема духовной жизни современного российского
общества
14. Трансформация моральных представлений современных россиян.
15. Специфика молодежных субкультур в современной России.
16. Сравнительный анализ ценностных ориентаций верующих различных конфессий (на примере России).
17. Сектантство: сущность и причины возникновения.
18. Проблема гендерной асимметрии в религии.
19. Функциональность и дисфунциональность религии в современном мире.
20. Религиозный фанатизм: социальные источники его формирования.
21. Сущность и последствия процесса секуляризации в современном обществе.
22. Интернет и его влияние на современный стиль воспроизводства духовной жизни.
23. Интеллектуальная собственность: понятие, механизмы защиты.
24. Современные духовные искания российской интеллигенции.
25. Интеллигенция, анализ ее функциональности и дисфункциональности.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/26BFDC59-52CF-4ECE-99EF-AF93429190AB
Л1.2 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/6005DE17-D25C-4E79-873E-CBF5BF8CE6A5.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3036E11-FA64-49F1-A0C4-BE68809B0930
Л2.2 Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Докторов Б.З. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Методы исследования конфликтов в духовной сфере» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
SPSS Statistics 21
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.