Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.04. Политология |
Профиль | Политическое управление и PR |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_04_ПУ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.
1.1. | Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о взаимосвязи морали, права и политики, о политической этике как науке, учебной дисциплине и нормативной теории политики. Особое внимание при этом уделяется связи этических понятий и категорий с изучаемыми параллельно и уже изученными категориями политической науки. Таким образом, общей стратегией курса следует считать комплексное осмысление этико-политических вопросов в контексте гуманитарных проблем, общих для политологии, философии, культурологии, этики, истории, религиоведения и других дисциплин. Перспективе достижения этой общей цели служат следующие задачи: рассмотрение этимологии понятий «этика», «мораль», «нравственность», их связи и особенностей их употребления; выявление основных подходов к определению политической этики в отечественной и зарубежной науке; анализ существующих типологий политической этики; изучение взаимодействия морали и политики как предметной области политической этики; исследование соотношения морали и обычая, морали и права, их общих и отличительных характеристик; осмысление наиболее важных этических категорий и концептов: природы, сущности, свойств и функций морали, – и их роли в политике; понимание особой роли свободы как морально-политической ценности; изучение проблем нравственных оснований гражданского общества и нравственной оценки политической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-6 | способностью к постановке целей профессиональной деятельности и выбору оптимальных путей и методов их достижения |
ПК-12 | способностью к использованию политико-управленческих технологий, созданию организационных структур в сфере политики, владение навыками институционального инжиниринга |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о сущности и специфике этики политического управления как науки и ее месте в системе политических и философских дисциплин; проблематику политической этики: взаимодействие политики и морали и основные подходы к их соотношению; концепции соотношения целей и средств в политике; о содержании этики политических институтов и этики политических конфликтов; основные этические категории для использования в самостоятельной деятельности в сфере политики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оформить свою собственную нравственную позицию по изучаемым вопросам; использовать отечественный и мировой опыт в решении этических проблем в сфере политического управления; использовать полученные знания в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением морального выбора в политике; ставить цели профессиональной политической деятельности и выбирать оптимальные пути и методы их достижения с учетом специфики политики и этики; диагностировать этические проблемы в политическом управлении и применять полученные знания для их разрешения; анализировать содержание и специфику реализации этических ценностей и принципов в деятельности политика; использовать этические принципы в создании организационно-управленческих структур в сфере политики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа, предупреждения и разрешения ситуаций, которые могут привести к моральному конфликту в сфере политики; навыками работы с этическими кодексами и законодательными актами; навыками использования понятийного аппарата этики в самостоятельной научно-исследовательской работе; оформления своей собственной позиции по вопросам этики политического управления в устной и письменной форме; навыками участия в политическом процессе, способностью организовать политическую деятельность группы с применением методов этики политического управления; навыками применения этических принципов в организационно-управленческой деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Этика, мораль, нравственность. Особенности этического знания. | ||||||
1.1. | Этика, мораль, нравственность. Особенности этического знания. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.2. | Этика, мораль, нравственность. Особенности этического знания. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.3. | Мораль как предмет изучения этики | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 2. Этика политического управления: понятие и предмет. | ||||||
2.1. | Этика политического управления: понятие и предмет. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4 |
2.2. | Основные проблемы политической этики | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4 |
2.3. | Этика политического управления: понятие и предмет. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.2, Л1.3, Л2.4 |
Раздел 3. Типологии политической этики. | ||||||
3.1. | Типологии политической этики. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6 | Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Типологии политической этики. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
Раздел 4. Соотношение морали и политики как предметная область политической этики. | ||||||
4.1. | Соотношение морали и политики как предметная область политической этики | Лекции | 2 | 1 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Проблема целей и средств в политическом управлении | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.2, Л1.3, Л2.4 |
4.3. | Мораль и политика: сравнительный анализ подходов к их соотношению | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 5. Проблема источников и природы морали. | ||||||
5.1. | Проблема источников и природы морали | Практические | 2 | 2 | ОПК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
5.2. | Основные концепции природы морали | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-6 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 6. Социально-политическая сущность, свойства и функции морали | ||||||
6.1. | Роль и место морали в обществе и государстве | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.4 |
6.2. | Мораль и обычай, мораль и право | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 7. Свобода как морально-политическая ценность | ||||||
7.1. | Свобода как морально-политическая ценность | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-12 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
7.2. | Проблема свободы в основных идеологических концепциях: история и современность | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 8. Проблема нравственных оснований гражданского общества. | ||||||
8.1. | Проблема нравственных оснований гражданского общества | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4 |
8.2. | Проблема реализации моральных ценностей в гражданском обществе | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4 |
Раздел 9. Проблема нравственной оценки политического управления. | ||||||
9.1. | Проблема нравственной оценки политического управления. | Практические | 2 | 2 | ОПК-6, ПК-12 | Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4 |
9.2. | Роль нравственной оценки в мотивации профессиональной деятельности политика | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-6, ПК-12 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. С. Гаджиев | Политология: учебник | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E |
Л1.2 | О.В. Омеличкин | Политическая этика: | Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Кузнецов А.М. | Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мораль: разнообразие понятий и смыслов:: Сборник научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова | Москва : Издательский дом "Альфа-М", 2014 | znanium.com | |
Л2.2 | под общ. ред. А. А. Гусейнова | Этика: учебник для академического бакалавриата | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Ножников С.А. | Мораль и политика в контексте духовных и интеллектуальных традиций: Монография | Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2017 | znanium.com |
Л2.4 | Савинков В.И., Бакланов П.А | Этика и психология профессиональной деятельности гражданского служащего в схемах: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.polisportal.ru – Сетевой портал журнала «Полис» | |||
Э2 | http://www.politstudies.ru – Журнал «Полис» («Политические исследования») | |||
Э3 | http://www. hrono.info – Хронос. Всемирная история в интернете | |||
Э4 | http://www.hrono.ru/metodika – Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин | |||
Э5 | http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека | |||
Э6 | http://www. humanities.edu.ru – федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование" | |||
Э7 | http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии | |||
Э8 | ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Занятия со студентами по курсу «Этика политического управления» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о содержании этики политического управления. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Семинарские занятия по курсу «Этика политического управления» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС. При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам практических занятий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. Они содержат статистические, научные и методические материалы по различным аспектам этики политического управления, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. |