МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аксиологические основания политического управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Аксиологические основания политического управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1294)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о ценностных основаниях политического управления, о политической этике как науке, учебной дисциплине и нормативной теории политики. Особое внимание при этом уделяется связи этических понятий и категорий с изучаемыми параллельно и уже изученными категориями политической науки. Таким образом, общей стратегией курса следует считать комплексное осмысление этико-политических вопросов в контексте гуманитарных проблем, общих для политологии, философии, культурологии, этики, истории, религиоведения и других дисциплин.
Перспективе достижения этой общей цели служат следующие задачи:
рассмотрение этимологии понятий «этика», «мораль», «нравственность», их связи и особенностей их употребления;
выявление основных подходов к определению политической этики в отечественной и зарубежной науке;
анализ существующих типологий политической этики;
изучение взаимодействия морали и политики как предметной области политической этики;
исследование соотношения морали и обычая, морали и права, их общих и отличительных характеристик;
осмысление наиболее важных этических категорий и концептов: природы, сущности, свойств и функций морали, – и их роли в политике;
понимание особой роли свободы как морально-политической ценности;
изучение проблем нравственных оснований гражданского общества и нравственной оценки политической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью к постановке целей профессиональной деятельности и выбору оптимальных путей и методов их достижения
ПК-12 способностью к использованию политико-управленческих технологий, созданию организационных структур в сфере политики, владение навыками институционального инжиниринга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о сущности и специфике аксиологических оснований политического управления;
проблематику политической этики; взаимодействие политики и морали и основные подходы к их соотношению;
концепции соотношения целей и средств в политике;
о содержании этики политических институтов и этики политических конфликтов;
основные этические категории для использования в самостоятельной деятельности в сфере политики.

3.2.Уметь:
3.2.1.оформить свою собственную нравственную позицию по изучаемым вопросам;
использовать отечественный и мировой опыт в решении этических проблем в сфере политического управления;
использовать полученные знания в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением морального выбора в политике;
ставить цели профессиональной политической деятельности и выбирать оптимальные пути и методы их достижения с учетом специфики политики и этики;
диагностировать этические проблемы в политическом управлении и применять полученные знания для их разрешения;
анализировать содержание и специфику реализации этических ценностей и принципов в деятельности политика;
использовать этические принципы в создании организационно-управленческих структур в сфере политики.

анализировать содержание и специфику реализации этических ценностей и принципов в деятельности политика:
уметь практически анализировать оригинальные политико-этические концепции и работать с авторскими текстами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа, предупреждения и разрешения ситуаций, которые могут привести к моральному конфликту в сфере политики;
навыками работы с этическими кодексами и законодательными актами;
навыками использования понятийного аппарата этики в самостоятельной научно-исследовательской работе;
оформления своей собственной позиции по вопросам ценностей политического управления в устной и письменной форме;
навыками участия в политическом процессе, способностью организовать политическую деятельность группы с применением методов этики политического управления;
навыками применения этических принципов в организационно-управленческой деятельности.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этика, мораль, нравственность. Особенности этического знания.
1.1. Этика, мораль, нравственность. Особенности этического знания. Лекции 2 1 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Этика, мораль, нравственность. Особенности этического знания. Практические 2 2 ОПК-6 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Мораль как предмет изучения этики Сам. работа 2 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Этика политического управления: понятие и предмет.
2.1. Этика политического управления: понятие и предмет. Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.2. Основные проблемы политической этики Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
2.3. Этика политического управления: понятие и предмет. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.3, Л2.4
Раздел 3. Типологии политической этики.
3.1. Типологии политической этики. Практические 2 2 ОПК-6 Л1.2, Л1.3
3.2. Типологии политической этики. Сам. работа 2 6 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Соотношение морали и политики как предметная область политической этики.
4.1. Соотношение морали и политики как предметная область политической этики Лекции 2 1 ОПК-6, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Проблема целей и средств в политическом управлении Практические 2 2 ОПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.3, Л2.4
4.3. Мораль и политика: сравнительный анализ подходов к их соотношению Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Проблема источников и природы морали.
5.1. Проблема источников и природы морали Практические 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
5.2. Основные концепции природы морали Сам. работа 2 6 ОПК-6 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Социально-политическая сущность, свойства и функции морали
6.1. Роль и место морали в обществе и государстве Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.4
6.2. Мораль и обычай, мораль и право Практические 2 2 ОПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 7. Свобода как морально-политическая ценность
7.1. Свобода как морально-политическая ценность Практические 2 2 ОПК-6, ПК-12 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
7.2. Проблема свободы в основных идеологических концепциях: история и современность Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 8. Проблема нравственных оснований гражданского общества.
8.1. Проблема нравственных оснований гражданского общества Практические 2 2 ОПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
8.2. Проблема реализации моральных ценностей в гражданском обществе Сам. работа 2 4 ОПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
Раздел 9. Проблема нравственной оценки политического управления.
9.1. Проблема нравственной оценки политического управления. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-12 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4
9.2. Роль нравственной оценки в мотивации профессиональной деятельности политика Сам. работа 2 4 ОПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 О.В. Омеличкин Политическая этика: Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012 biblioclub.ru
Л1.3 Кузнецов А.М. Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мораль: разнообразие понятий и смыслов:: Сборник научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова Москва : Издательский дом "Альфа-М", 2014 znanium.com
Л2.2 под общ. ред. А. А. Гусейнова Этика: учебник для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ножников С.А. Мораль и политика в контексте духовных и интеллектуальных традиций: Монография Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2017 znanium.com
Л2.4 Савинков В.И., Бакланов П.А Этика и психология профессиональной деятельности гражданского служащего в схемах: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт"https://biblio-online.ru/
Э2 http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии
Э3 http://www. humanities.edu.ru – федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"
Э4 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э5 http://www.hrono.ru/metodika – Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин
Э6 http://www. hrono.info – Хронос. Всемирная история в интернете
Э7 http://www.politstudies.ru – Журнал «Полис» («Политические исследования»)
Э8 http://www.polisportal.ru – Сетевой портал журнала «Полис»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Аксиологические основания политического управления» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о содержании курса. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Семинарские занятия по курсу «Аксиологические основания политического управления» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам практических занятий.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. Они содержат статистические, научные и методические материалы по различным аспектам курса, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.