МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания социально-политических дисциплин

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания социально-политических дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является активное овладение студентами профессиональными формами деятельности учителя. Методика преподавания социально-политических дисциплин призвана формировать педагогическое мышление студентов, интерес и положительное отношение к будущей специальности, готовить их к профессии педагога.
Задачи курса предполагают формирование и развитие у будущих педагогов:
четких представлений о современной концепции обществоведческого образования, его целях, содержании и структуре;
понимания роли программы и учебника в обучении социально-гуманитарным дисциплинам, знания об их дидактическом построении и умения работать с методическим аппаратом школьного учебника;
умения ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность работы на разных этапах;
знаний об организационных формах обучения обществознанию, об их многообразии и особенностях;
представлений о современных средствах и методах обучения социально-гуманитарным дисциплинам, умения соотносить средства и методы с целями, содержанием обучения, возрастными особенностями и познавательными возможностями учащихся;
знания о современных образовательных технологиях, развивающем и проблемном обучении в обществоведческом образовании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.24

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью применять знания в области политических наук в научно-информационной, педагогической, информационно-справочной, организационно-управленческой и проектной деятельности
ПК-4 владением методикой преподавания обществознания и обществоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание, осуществлять внеаудиторную и воспитательную работу с обучающимися
ПК-5 способностью использовать полученные знания и навыки в области политологических дисциплин для разработки учебно-методических материалов по обществознанию и обществоведческим курсам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понимает роль программы и учебника в обучении социально-гуманитарным дисциплинам, знает об их дидактическом построении
о специфике социально-политических понятий и их роли в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся
о современных средствах и методах обучения социально-гуманитарным дисциплинам
о таких формах работы с учащимися, как руководство процессом обучения во время выполнения домашних заданий, проведение консультаций, организация занятий во внеучебное время по интересам
о воспитательной деятельности преподавателя и ее связи с учебным процессом,
об организационных формах обучения обществознанию и политологии, об их многообразии и особенностях
научное содержание современного социально-политического образования и идеологическую (ценностную) составляющую обществоведческих курсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать понятийный аппарат педагогики и психологии, а также социально-политических наук в самостоятельной педагогической деятельности
эффективно организовывать деятельность учащихся, управлять ею, оценивать ее результаты
ставить и решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи обучения при всех видах учебных занятий: уроках, лекциях, семинарских, практических, факультативных занятиях, консультациях и т.д.
работать с социально-политическими понятиями и терминами, используя дидактические принципы и реализуя их в обществоведческом курсе
изложить в устной и письменной форме содержание учебной темы, раздела, курса,
анализировать учебную и учебно-методическую литературу по обществознанию и политологии и использовать ее для построения собственного изложения программного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональными навыками определения перспективных и ближайших целей обучения социально- политическим дисциплинам
современными образовательными технологиями, методами развивающего и проблемного обучения в обществоведческом образовании;
методикой изучения отдельных элементов социально-политической теории в школьных курсах,
навыками отбора предметного
содержания к теме (разделу программы), одному учебному часу, их структурирования,
проявляет педагогическую активность, потребность в постоянном самообразовании, устойчивый интерес к профессии педагога;
способностью практически применять теоретические знания, полученные в вузе по политическим и правовым дисциплинам, философии, психологи, педагогике, методике преподавания обществознания, в процессе решения педагогических задач

современных образовательных технологий, развивающего и проблемного обучения в обществоведческом образовании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса.
1.1. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука и предмет вузовского преподавания. Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука и предмет вузовского преподавания. Практические 6 4 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Государственный образовательный стандарт. Практические 6 4 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.4. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука и предмет вузовского преподавания Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Современное состояние социально-гуманитарного образования.
2.1. Современное состояние социально-гуманитарного образования Сам. работа 6 4 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Цели социально-политической подготовки в современной школе.
3.1. Цели социально-политической подготовки в современной школе Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.5
3.2. Цели социально-политической подготовки в современной школе Практические 6 4 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.5
3.3. Цели социально-политической подготовки в современной школе Сам. работа 6 5 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.5
Раздел 4. Современное содержание социально-политического образования.
4.1. Современное содержание социально-политического образования Лекции 6 2 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
4.2. Современное содержание социально-политического образования Практические 6 4 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
4.3. Современное содержание социально-политического образования Сам. работа 6 6 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
Раздел 5. Структура современной системы школьного обучения социально-политическим дисциплинам
5.1. Структура современной системы школьного обучения социально-политическим дисциплинам Практические 6 4 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
5.2. Структура современной системы школьного обучения социально-политическим дисциплинам Сам. работа 6 6 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
Раздел 6. Организационные формы обучения
6.1. Организационные формы обучения Лекции 6 6 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
6.2. Организационные формы обучения Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
Раздел 7. Современная система средств и методов обучения социально-политическим дисциплинам
7.1. Современная система средств и методов обучения социально-политическим дисциплинам Лекции 6 4 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.5
7.2. Современная система средств и методов обучения социально-политическим дисциплинам Практические 6 4 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.5
7.3. Современная система средств и методов обучения социально-политическим дисциплинам Сам. работа 6 8 ОПК-8, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.5
7.4. Экзамен 6 27 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соболева О.Б. - отв. ред., Кузин Д.В. - отв. ред Методика обучения обществознанию: : Учебник и практикум Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 под ред. Л. Н. Боголюбова Методика преподавания обществознания в школе: учеб. для вузов М. : ВЛАДОС, 2002
Л1.3 Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. Н. Боголюбова Общая методика преподавания обществознания в школе: пособие М. : Дрофа, 2008
Л2.2 А.И. Кравченко Обществознание: учебник Москва : Проспект, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 В.Г. Громакова; И.Н. Савченкова ; М.А. Васьков Обществознание: учебное пособие Ростов на Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л2.4 Е.В. Домашек; О.В. Вильчинская ; А.В. Чагина Обществознание в таблицах и схемах: учебное пособие Ростов на Дону : Феникс, 2014 biblioclub.ru
Л2.5 Мушинский В.О. Обществознание: Учебник. Москва : Издательство "ФОРУМ, 2019 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.polisportal.ru – Сетевой портал журнала «Полис»
Э2 http://www.politstudies.ru – Журнал «Полис» («Политические исследования»)
Э3 http://www. hrono.info – Хронос. Всемирная история в интернете
Э4 http://www.hrono.ru/metodika – Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин
Э5 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э6 http://www. humanities.edu.ru – федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"
Э7 http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии
Э8 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Методика преподавания социально-политических дисциплин» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о содержании курса. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Методика преподавания социально-политических дисциплин» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практическом занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по данной теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практических занятиях проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану занятий дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам практических занятий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. Они содержат статистические, научные и методические материалы по различным аспектам курса, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.