МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мораль и право в политике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Мораль и право в политике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 41.03.04 Политология,квалификация (степень) бакалавр, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 939

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о взаимосвязи морали, права и политики, о политической этике как науке, учебной дисциплине и нормативной теории политики. Особое внимание при этом уделяется связи этических понятий и категорий с изучаемыми параллельно и уже изученными категориями политической науки. Таким образом, общей стратегией курса следует считать комплексное осмысление этико-политических вопросов в контексте гуманитарных проблем, общих для политологии, философии, культурологии, этики, истории, религиоведения и других дисциплин.
Перспективе достижения этой общей цели служат следующие задачи:
рассмотрение этимологии понятий «этика», «мораль», «нравственность», их связи и особенностей их употребления;
выявление основных подходов к определению политической этики в отечественной и зарубежной науке;
анализ существующих типологий политической этики;
изучение взаимодействия морали и политики как предметной области политической этики;
исследование соотношения морали и обычая, морали и права, их общих и отличительных характеристик;
осмысление наиболее важных этических категорий и концептов: природы, сущности, свойств и функций морали, – и их роли в политике;
понимание особой роли свободы как морально-политической ценности;
изучение проблем нравственных оснований гражданского общества и нравственной оценки политической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью к высокой мотивации по выполнению профессиональной деятельности, стремлением к повышению своей квалификации
ПК-2 владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности взаимодействия морали и политики как предметной области политической этики,
проблемы нравственных оснований гражданского общества и нравственной оценки политической деятельности,
современные требования политической этики к деятельности политика; понятие, макеты и типологии политической этики,
содержание классических и современных политико-этических концепций
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать отечественный и мировой опыт в решении этических проблем в сфере политики,
использовать полученные знания в конкретных ситуациях, связанных с осуществлением морального выбора в политике,
диагностировать этические проблемы и применять полученные знания для их разрешения; анализировать этические конфликты в сфере политики,
анализировать содержание и специфику реализации этических ценностей и принципов в деятельности политика.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования соответствующего понятийного аппарата в самостоятельной научно- исследовательской работе,
навыками анализа, предупреждения и разрешения ситуаций, которые могут привести к моральному конфликту в сфере политики; навыками работы с этическими кодексами и законодательными актами,
навыками оформления собственной позиции по вопросам соотношения морали, политики и права в устной и письменной формах,
способностью готовить научные тексты по проблемам соотношения морали, права и политики для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этика, мораль, нравственность. Особенности этического знания в научно-исследовательском процессе.
1.1. Этика, мораль, нравственность. Особенности этического знания в научно-исследовательском процессе. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Этика, мораль, нравственность. Особенности этического знания в научно-исследовательском процессе. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Мораль как предмет изучения этики Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Политическая этика: понятие и предмет.
2.1. Политическая этика: понятие и предмет Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.2. Основные проблемы политической этики Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.3. Политическая этика: понятие и предмет Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Типологии политической этики.
3.1. Типологии политической этики. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Типологии политической этики. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.3
3.3. Типологии политической этики. Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Соотношение морали и политики как предметная область политической этики.
4.1. Соотношение морали и политики как предметная область политической этики Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Проблема целей и средств в профессиональной деятельности политика Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.2, Л1.3
4.3. Мораль и политика: сравнительный анализ подходов к их соотношению Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Проблема источников и природы морали.
5.1. Проблема источников и природы морали. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
5.2. Проблема источников и природы морали Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
5.3. Основные концепции природы морали Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 6. Социально-политическая сущность, свойства и функции морали
6.1. Социально-политическая сущность, свойства и функции морали Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.2. Роль и место морали в обществе и государстве Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.3. Мораль и обычай, мораль и право Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 7. Свобода как морально-политическая ценность
7.1. Свобода как морально-политическая ценность Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
7.2. Свобода как морально-политическая ценность Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
7.3. Проблема свободы в основных идеологических концепциях: история и современность Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 8. Проблема нравственных оснований гражданского общества.
8.1. Проблема нравственных оснований гражданского общества Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
8.2. Проблема нравственных оснований гражданского общества Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
8.3. Проблема реализации моральных ценностей в гражданском обществе Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. Проблема нравственной оценки политической деятельности.
9.1. Проблема нравственной оценки политической деятельности. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
9.2. Проблема нравственной оценки политической деятельности. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
9.3. Роль нравственной оценки в мотивации профессиональной деятельности политика Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 О.В. Омеличкин Политическая этика: Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012 biblioclub.ru
Л1.3 Кузнецов А.М. Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мораль: разнообразие понятий и смыслов:: Сборник научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова Москва : Издательский дом "Альфа-М", 2014 znanium.com
Л2.2 под общ. ред. А. А. Гусейнова Этика: учебник для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ножников С.А. Мораль и политика в контексте духовных и интеллектуальных традиций: Монография Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2017 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.polisportal.ru – Сетевой портал журнала «Полис»
Э2 http://www.politstudies.ru – Журнал «Полис» («Политические исследования»)
Э3 http://www. hrono.info – Хронос. Всемирная история в интернете
Э4 http://www.hrono.ru/metodika – Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин
Э5 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э6 http://www. humanities.edu.ru – федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"
Э7 http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии
Э8 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Мораль и право в политике» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о содержании курса. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Семинарские занятия по курсу «Мораль и право в политике» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам практических занятий.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы. Они содержат статистические, научные и методические материалы по различным аспектам курса, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.