Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор, Я.Ю. Шашкова
1.1. | Целью курса является формирование у обучающихся навыков анализа образовательной политики государства на различных уровнях и в различных аспектах. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи: -анализ образовательной политики как принятия решений и их реализацию в контексте взаимодействия интересов государства, регионов и других «игроков» на социально-политической арене; -интерпретация «скрытых проектов» в документах образовательной политики (базовые принципы, цели, задачи, средства); -определение тенденций и прогнозов относительно приоритетов образовательной политики; -анализ разработки и реализации образовательной политики; -определение типа данных, необходимых для полноценного политического анализа в области образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.24.ДВ.02 |
ОПК-8 | способностью применять знания в области политических наук в научно-информационной, педагогической, информационно-справочной, организационно-управленческой и проектной деятельности |
ОПК-9 | способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом |
ПК-5 | способностью использовать полученные знания и навыки в области политологических дисциплин для разработки учебно-методических материалов по обществознанию и обществоведческим курсам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об объекте, методах и функциях политики в области образования; - знать историю политики в области образования в зарубежных странах; - - иметь общее представление об основных видах деятельности преподавателя и о возможностях их совершенствования с помощью образовательной политики; - иметь представление о роли образования в формировании политической системы государства и гражданского общества; - знать социально-политические аспекты образования зарубежных стран и их особенности; - знать важнейшие события и явления, имена государственных, общественных и педагогических деятелей, определявших ход мировой политики в области образования. - методы оценки государственной политики в современном государстве; - основные элементы правительственных стратегий реформирования образования; - современные правительственные проекты образовательных реформ; - систему и основные направления образовательного законодательства в зарубежных странах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать направления государственной политики в сфере образования; - применять знания в области образовательной политики в профессиональной сфере; - проводить критический анализ в области образовательной политики и ее конкретной реализации в интересах государства, региона и вуза; - формировать аргументацию при определении основных направлений и прогнозов относительно приоритетов образовательной политики; - интерпретировать базовые принципы, цели и задачи, а также способы их достижения в документах образовательной политики; - использовать возможности и пределы законодательного регулирования образовательной политики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - понятийным аппаратом, общеупотребительной лексикой теории и практики образовательной политики; - навыками оценивания эффективности государственной образовательной политики; - способностью применять знания по политическим научным дисциплинам в образовательной деятельности; - - методами оценки государственной образовательной политики в современном государстве в связи с общими тенденциями экономического, социального и культурного развития; - навыками работы с нормативными документами, регламентирующими профессиональную деятельность; - навыками анализа и эффективного применения передового отечественного и зарубежного опыта в сфере образовательной политики; навыками использования новейших методик, знаний и навыков в области политологических дисциплин в образовательном процессе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Базовые представления теории образовательной политики | ||||||
1.1. | Основные положения теории образовательной политики | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.2. | Основные положения теории образовательной политики | Практические | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4 |
1.3. | Политика в сфере образования и образовательная политика. | Сам. работа | 7 | 8 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 2. 2. Политические и аналитические документы в области образовательной политики | ||||||
2.1. | Национальная доктрина образования | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
2.2. | Особенности аналитических документов в области образовательной политики | Практические | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
2.3. | Особенности аналитических документов в области образовательной политики | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 3. 3. Анализ образовательной политики в масштабах образовательной системы | ||||||
3.1. | Основные элементы правительственной стратегии реформирования образования в 90-е годы и попытки ее реализации | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.4 |
3.2. | Этапы реформирования образования | Практические | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
3.3. | Сравнительный анализ образовательных систем | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 4. 4. Основные тенденции мирового развития систем образования. | ||||||
4.1. | Приоритеты образовательной политики зарубежных стран. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4 |
4.2. | Основные направления образовательной политики зарубежных стран | Практические | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.4 |
4.3. | Актуальные темы современной образовательной политики | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
4.4. | Образование в современном мире: проблемы и задачи | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Джуринский, А. Н. | История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века : учебник для академического бакалавриата (Серия : Бакалавр. Академический курс) | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/DD200779-FEB1-41AC-BFBF-FE58D0653608 |
Л1.2 | Князев, Е. А. | История педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/5EBFCD4D-A815-43EF-9796-8802434F7610 |
Л1.3 | Джуринский, А. Н. | История педагогики и образования в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до XIX века: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/C51CEBE0-ABF4-4F69-9460-B1184FF93804 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Маркова А. Н., Федулов Ю. К. | История государственного управления в России: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008 | |
Л2.2 | под ред. В.И. Байденко | Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход: учебное пособие | , 2009 | |
Л2.3 | под ред. В. И. Байденко | Болонский процесс. Концептуально-методологические проблемы качества высшего образования: учебное пособие | , 2009 | |
Л2.4 | Азизова Н.Р., Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. | Формирование профессиональной компетентности педагога. поликультурная и информационная компетентность: Учебное пособие | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Попова И.В. | Актуальные аспекты педагогической инноватики в высшем профессиональном образовании: учебное пособие | УрГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сетевой портал журнала «Полис» | www.polisportal.ru | ||
Э2 | Журнал «Полис» («Политические исследования») | www.politstudies.ru | ||
Э3 | Хронос. Всемирная история в интернете | http://www. hrono.info | ||
Э4 | Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин | www.hrono.ru | ||
Э5 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э6 | федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование" | http://www. humanities.edu.ru | ||
Э7 | Цифровая библиотека по философии | filosof.historic.ru | ||
Э8 | ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Занятия со студентами по курсу «Образовательная политика в зарубежных странах» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о специфике и содержании образовательной политики разных стран. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Семинарские занятия по курсу «Образовательная политика в зарубежных странах» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС. При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинаре проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (сообщений, презентаций) по предложенным темам. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат статистические, научные и методические материалы по различным аспектам курса, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, а также поисковые системы "Гарант" и "Консультант Плюс". |