Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.
1.1. | Целью освоения курса «Образовательная политика в России» является формирование у студентов теоретических знаний об основных политико-исторических понятиях и категориях образовательной политики в России и осмысления уроков отечественного опыта политических процессов. Исходя из данной цели, в процессе изучения курса решаются следующие задачи: - анализ образовательной политики как процесса принятия решений и их реализации в контексте взаимодействия интересов государства,регионов и других «игроков» на социально-политической арене; - интерпретация «скрытых проектов» в документах образовательной политики (базовые принципы, цели, задачи, средства); - определение тенденций и прогнозов относительно приоритетов образовательной политики; - анализ разработки и реализации образовательной политики; - определение типа данных, необходимых для полноценного политического анализа в области образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.24.ДВ.02 |
ОПК-8 | способностью применять знания в области политических наук в научно-информационной, педагогической, информационно-справочной, организационно-управленческой и проектной деятельности |
ОПК-9 | способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом |
ПК-5 | способностью использовать полученные знания и навыки в области политологических дисциплин для разработки учебно-методических материалов по обществознанию и обществоведческим курсам |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об объекте, методах и функциях политики в области образования; - знать историю политики в области образования в России, иметь представление о российском образовании и его традициях; - иметь общее представление об основных видах деятельности преподавателя и о возможностях их совершенствования с помощью образовательной политики; - иметь представление о роли образования в формировании политической системы государства и гражданского общества; - знать социально-политические аспекты образования России и их особенности; - важнейшие события и явления, имена государственных, общественных и педагогических деятелей, определявших осуществление российской политики в области образования. - методы оценки государственной политики в современном государстве; - основные элементы правительственных стратегий реформирования образования; - современные правительственные проекты образовательных реформ; - систему и основные направления образовательного законодательства в России. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - уметь анализировать направления государственной политики в сфере образования; - - применять знания в области образовательной политики в педагогической и организационно-управленческой деятельности; - проводить критический анализ в области образовательной политики в России и ее конкретной реализации в интересах государства, региона и вуза; - формировать аргументацию при определении основных направлений и прогнозов относительно приоритетов российской образовательной политики; - интерпретировать базовые принципы, цели и задачи, а также способы их достижения в документах образовательной политики в России; - использовать знания о законодательном регулировании образовательной политики в педагогической деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками использования понятийного аппарата, общеупотребительной лексики теории и практики образовательной политики; - навыками оценивания эффективности государственной образовательной политики; - способностью применять знания по политическим научным дисциплинам в образовательной деятельности; - методами оценки государственной образовательной политики в современной России в связи с общими тенденциями экономического, социального и культурного развития; - навыками работы с нормативными документами, регламентирующими профессиональную деятельность; - навыками анализа и эффективного применения передового отечественного и зарубежного опыта в сфере образовательной политики; - навыками учета целей и приоритетов российской образовательной политики в будущей педагогической деятельности при планировании обществоведческих курсов и воспитательного процесса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введеный раздел | ||||||
1.1. | Образование и образовательная политика в России: теория и история. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Роль образования и науки в модернизации российского государства и общества | Практические | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Образование и образовательная политика в России: теория и история. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Роль образования и науки в модернизации российского государства и общества | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса | ||||||
2.1. | Нормативно-правовая основа реализации государственной образовательной политики | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Нормативно-правовая основа реализации государственной образовательной политики | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» как правовая основа реализации государственной образовательной политики | Практические | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» как правовая основа реализации государственной образовательной политики | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Система образования в России | ||||||
3.1. | Образовательная политика и система общего образования в России | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Образовательная политика и система общего образования в России | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Новые вызовы образовательной системы России: социальное неравенство, обострение межкультурного взаимодействия (этнический и конфессиональный аспекты), глобализация | Практические | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Новые вызовы образовательной системы России: социальное неравенство, обострение межкультурного взаимодействия (этнический и конфессиональный аспекты), глобализация | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Образовательная политика и система профессионального образования в России | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.6. | Образовательная политика и система профессионального образования в России | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.7. | Довузовское профессиональное образование в России: современные проблемы и актуальные задачи подготовки профессиональных кадров | Практические | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Перспектиыв образования в России | ||||||
4.1. | Государственная политика интеграции российского образования в мировую систему образования и задача повышения качества профессионального образования в России | Практические | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Государственная политика интеграции российского образования в мировую систему образования и задача повышения качества профессионального образования в России | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Стратегические ориентиры образовательной политики Российской Федерации в XXI веке | Лекции | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.4. | Стратегические ориентиры образовательной политики Российской Федерации в XXI веке | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.5. | Задачи национального проекта в сфере образования в рамках Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: стартовые условия, механизмы реализации и целевые ориентиры | Практические | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.6. | Образование и наука в контексте национальной безопасности. Стратегии развития образования в экономике знаний. | Практические | 7 | 2 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.7. | Образование и наука в контексте национальной безопасности. Стратегии развития образования в экономике знаний. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.8. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-8, ОПК-9, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы и задания к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в отдельном приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Джуринский, А. Н. | История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века : учебник для академического бакалавриата (Серия : Бакалавр. Академический курс) | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/DD200779-FEB1-41AC-BFBF-FE58D0653608 |
Л1.2 | Князев, Е. А. | История педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/5EBFCD4D-A815-43EF-9796-8802434F7610 |
Л1.3 | Джуринский, А. Н. | История педагогики и образования в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до XIX века: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/C51CEBE0-ABF4-4F69-9460-B1184FF93804 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова | История государственного управления в России: учеб. для вузов | М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2008 | |
Л2.2 | Азизова Н.Р., Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. | Формирование профессиональной компетентности педагога. поликультурная и информационная компетентность: Учебное пособие | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт Российской истории РАН: историческая наука в России www.iriran | |||
Э2 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/ | |||
Э3 | Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru | |||
Э4 | Поисковая система «Google» | |||
Э5 | ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Образовательная политика в России» проходят в форме лекций и семинарских занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о содержании образовательной политики в России, а также об основных нормативных документах. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Семинарские занятия по курсу «Образовательная политика в России» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к семинару студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составит планы ответов на вопросы семинарского занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу семинарского занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на семинарское занятие. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану семинара дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы, а также поисковые системы "Гарант" и "Консультант-Плюс". |