МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика управления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей социологии
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представлений о современном менеджменте как о науке управления;
овладение знаниями, необходимыми для освоения теоретического и методологического инструментария исследования деятельности современной российской организации;
приобретение студентами практических навыков, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения в их профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию менеджмента, включая процессы подготовки и принятия решений по различным аспектам деятельности современной организации
основные понятия, методологические основания исследования деятельности современной организации

3.2.Уметь:
3.2.1.применять имеющиеся знания во взаимодействии и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения терминологическим аппаратом по менеджменту и учитывать в деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения
в области теории и практики управления, которые позволят принимать эффективные управленческие решения в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в теорию и практику управления
1.1. Введение в менеджмент Лекции 4 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.2. Принципы и методы менеджмента Сам. работа 4 10 ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные функции менеджмента Практические 4 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.4. Основные функции менеджмента Сам. работа 4 10 ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Эволюция концепций менеджмента
2.5. Анализ концепций менеджмента на разных этапах развития общества Сам. работа 4 10 ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Формирование миссии организации и стратегических целей
3.6. Сущность миссии и технологии формирования целей Лекции 4 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
3.7. Управление по целям организации Практические 4 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
3.8. Управление по целям организации Сам. работа 4 12 ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Организационные структуры
4.9. Формирование организационных структур управления Сам. работа 4 10 ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Организационная культура
5.10. Особенности формирования, диагностики и изменения организационной культуры Сам. работа 4 10 ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Управление персоналом
6.11. Управление персоналом в современных организациях Практические 4 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
6.12. Управление персоналом в современных организациях Сам. работа 4 12 ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Основные теории лидерства. Стили руководства
7.13. Лидерство в современных организациях Сам. работа 4 10 ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Управление конфликтами в организации
8.14. Диагностика и технологии решения конфликтов Сам. работа 4 10 ПК-7 Л2.1, Л1.1
8.15. Зачет 4 4 ПК-7 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов и заданий к зачету:
1. Основные научные подходы к определению понятия "менеджмент".
2. Основные функции менеджмента, их сущность и специфика.
3. Методы управления в организации.
4. История развития менеджмента в России.
5. Школа «научного управления»: основные положения и принципы.
6. Школа «административного управления»: основные положения и принципы.
7. Школа «человеческих отношений»: основные положения и принципы.
8. Сущность и специфика миссии организации.
9. Целеполагание в процессе менеджмента: понятие цели, классификация целей.
10. Технологии построения целей.
11. Организация как система управления. Законы функционирования и развития организации.
12. Виды организационных структур управления.
13. Организационная культура и механизм ее формирования.
14. Управленческие решения: сущность, классификация и требования, предъявляемые к ним.
15. Моделирование в принятии решений, типы моделей.
16. Подсистемы управления персоналом организации.
17. Организация и принципы подбора и расстановки персонала.
18. Содержательные теории мотивации. Теория иерархии потребностей.
19. Природа лидерства. Характерные черты руководителя. Типы лидеров.
20. Стили руководства: различия, основные характеристики, условия использования
21. Конфликты в управлении. Виды и причины их возникновения. Стратегии преодоления конфликтов.
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Изучив конкретную ситуацию, определить миссию организации, учитывая следующие теоретические положения.
Ситуация 1. Сформулировать миссию ОАО «Маслокомбинат «Нытвенский»». Основные виды деятельности ОАО «Маслокомбинат «Нытвенский»» являются: обеспечение населения продовольственными кисло-молочными продуктами, такими как молоко, кефир, сметана, творог, масло сливочное, сыры и т. д. Потребителями товаров являются все торговые точки г. А., а также продукция вывозится за пределы края. Предприятие осуществляет как розничную, так и оптовую торговлю, имеется сеть фирменных магазинов. Для удобства покупателей продукция расфасовывается в разнообразную упаковку.
Ситуация 2. Сформулировать миссию ООО «10-й комплекс». Предметом деятельности ООО «10-й комплекс» является любая коммерческая деятельность, не запрещенная на территории Российской Федерации действующим законодательством России. Общество осуществляет следующие виды деятельности:
-риэлтерская деятельность;
-экскурсионно-туристическая деятельность с организацией перевозок пассажиров;
-организация и проведение культурных, культурно - массовых и зрелищных мероприятий;
- внешнеэкономическая деятельность.
Ситуация 3. Сформулировать миссию ОАО « Клен». Основными видами деятельности ОАО «Клен» является изготовление:
-мебельных стенок, корпусной мебели, кухонных наборов, шкафов, тумбочек, нестандартных изделий по заказу.
Коллектив общества с каждым годом осваивает дополнительные, не менее сложные, виды продукции.
В последние годы произошло повышение объема реализации на 30 %, клиентам-пенсионерам – скидка 10%.
2. Необходимо проанализировать предложенные ситуации и сформулировать цель предприятия.
Ситуация 1. Сформулируйте цель предприятия. Предприятие «А» производит и реализует через коммерческие киоски дешевые значки с различными модными надписями. Одновременно
предприятие готовится к выпуску дорогих сувениров (чеканки, бронзовых статуэток): закупает сырье, оборудование, обучает кадры.
Анализ целей. Положение данного предприятия определяется двумя факторами:
1) требуются средства для финансирования нового дорогостоящего оборудования по производству сувениров;
2) существующий источник финансирования (выручка от продажи значков) нестабилен, так как, по предположению производителей, мода на данный вид товара краткосрочна. Следовательно, предприятию «А» необходимо «выжать» из значков все, что можно, пока не прошла мода.
Основной ориентир —краткосрочная цель.
Ситуация 2. Сформулируйте цель предприятия. Предприятие «Б» начинает производить новый лак для пола под названием «Осинка». Этот лак более долговечен, чем имеющийся на рынке. Известно, что конкуренты через месяц выбросят на рынок аналогичные по качеству лаки «Березка» и «Дубок».
Анализ целей. Предприятие «Б» будет заинтересовано в быстром насыщении рынка и в росте сбыта для занятия доминирующего положения на рынке долговечных лаков для пола. Доминирующее положение -основа для контроля рынка в дальнейшем и получения стабильного дохода. Следовательно, предприятие в своей деятельности будет ориентироваться на долгосрочные цели, ради которых поступится частью текущей прибыли.
Ситуация 3. Сформулируйте главную цель фирмы в описываемой ситуации. Предложите возможные пути ее достижения. Предприятие «С» является маленькой частной авторемонтной станцией, организованной тремя компаньонами. Владельцы фирмы пытаются продать огромный шикарный «Кадиллак», на сборку и отделку которого затрачены последние средства фирмы. Однако, экономическая ситуация на автомобильном рынке такова, что успехом у покупателей пользуются маленькие и дешевые машины. События происходят во время одного из самых разрушительных экономических кризисов конца 20-х годов XX века.
Анализ целей. Положение предприятия «С» крайне тяжелое 1) неблагоприятная общеэкономическая обстановка (кризис); 2) все денежные средства вложены в производство.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем эссе:
1. Менеджмент. Управление. Администрирование. Современный взгляд на сущность и содержание
2. Качества, необходимые менеджеру XXI века
3. Актуальность принципа централизации и децентрализации управления
4. Вознаграждение по результатам: реальный метод или красивая идея?
5. Лидеры и менеджеры
6. Ответственность менеджера
7. Женщины в управлении
8. Почему «Management Science» - это не «наука об управлении (менеджменте)»?
9. Человеческий ресурс как один из факторов повышения конкурентоспособности организации
10. Популярность образовательных программ по управлению: мода, или объективная необходимость?
5.3. Фонд оценочных средств
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гапоненко А.Л., Савельева М.В. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5C75F312-2B32-4965-B4DE-941D45233350
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова Менеджмент: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/16FDE0E4-2F5C-42E2-A094-C3CE2AD8A766
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э3 Электронная библиотека – социология, психология, управление http://soc.lib.ru/links.htm
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) http://lib.socio.msu.ru
Э5 Курс в moodle «Теория и практика управления» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=974
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.