МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегический менеджмент в коммуникационной сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильМенеджмент стратегических коммуникаций в рекламе и связях с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_МСК-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.социол.н., доцент, Кальнеус А.С

Рецензент(ы):
начальник отдела по внешним связям Барнаульского представительства ООО «Сибирская генерирующая компания», Терешкина Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Стратегический менеджмент в коммуникационной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины - развитие и совершенствование у магистрантов стратегического и креативного мышления, ориентированного на перспективу, поиск оригинальных идей и получение системного эффекта, а также навыков стратегического управления в коммуникационной сфере на основе ситуативного анализа и оценки стратегических перспектив.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3.1 Знает: теорию и методологию психологии управления.
ОПК-5.1 Выявляет особенности политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
ОПК-5.2 При принятии профессиональных решений по подготовке текстов рекламы и связей с общественностью и (или) разработке и реализации иных коммуникационных продуктов использует выявленные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира. Разрабатывает коммуникационные продукты в сфере рекламы и связей с общественностью с учетом условий функционирования конкретной медиакоммуникационной системы, правовых и этических норм регулирования.
УК-3.2 Умеет: организовать работу команды, определить стратегию ее деятельности, мотивировать команду для ее исполнения.
УК-3.3 Владеет: психологическими методами управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретико-методологические основы стратегического менеджмента и его специфику в коммуникационной сфере;
содержание основных этапов стратегического планирования, подготовки, творческой проработки и реализации коммуникационных программ и мероприятий; технологии постановки и реализации стратегических целей при проектировании коммуникационных программ и мероприятий, механизм реализации коммуникационных программ и мероприятий; методы принятия решений в кризисных ситуациях;


3.2.Уметь:
3.2.1.применять понятийный аппарат стратегического менеджмента в практике проектирования коммуникационных программ и мероприятий;
разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;
ставить стратегические цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; применять методы принятия решений в кризисных ситуациях;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения технологий стратегического менеджмента в решении коммуникационных задач организации;
навыками обеспечения качества и эффективности коммуникационных программ и мероприятий; навыками принятия решений в кризисных ситуациях;


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы стратегического менеджмента.
1.1. Сущность и становление стратегического менеджмента Лекции 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность и становление стратегического менеджмента Практические 3 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность и становление стратегического менеджмента Сам. работа 3 7 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. История стратегического менеджмента Лекции 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. История стратегического менеджмента Практические 3 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. История стратегического менеджмента Сам. работа 3 7 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Технологии стратегического менеджмента в коммуникационной сфере.
2.1. Технологии формирования миссии и стратегических целей Лекции 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Технологии формирования миссии и стратегических целей Практические 3 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Технологии формирования миссии и стратегических целей Сам. работа 3 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Стратегический анализ среды управления Лекции 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Стратегический анализ среды управления Практические 3 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Стратегический анализ среды управления Сам. работа 3 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Основные теории конкуренции Лекции 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Основные теории конкуренции Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Основные теории конкуренции Сам. работа 3 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Современные корпоративные стратегии Лекции 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Современные корпоративные стратегии Практические 3 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Современные корпоративные стратегии Сам. работа 3 12 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Процесс реализации стратегии и технологии стратегического планирования в коммуникационной сфере Лекции 3 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Процесс реализации стратегии и технологии стратегического планирования в коммуникационной сфере Практические 3 4 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Процесс реализации стратегии и технологии стратегического планирования в коммуникационной сфере Сам. работа 3 13 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Итоговый контроль Экзамен 3 27 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Т. Кузнецов Стратегический менеджмент : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117473
Л1.2 А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: учебник М. : Юнити-Дана, 2017 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=691968
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко Стратегический менеджмент : учебное пособие М. : Флинта, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83145
Л2.2 Явинская, Юлия Вадимовна Рекламные и PR-кампании : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Менеджмент в России и зарубежом www.mevriz.ru
Э2 ALT invest www.cfin.ru
Э3 Российский журнал менеджмента www.rjm.ru
Э4 Стратегическое управление и пранирование www.stplan.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.