МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология потребления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей социологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология потребления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками потребления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
ключевые исследовательские проблемы в области потребления
3.2.Уметь:
3.2.1.
критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
представление о реальных социально-экономических процессах в сфере потребления в России и за рубежом
применение ключевых понятий и концепций в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию потребления
1.1. Основные социологические подходы к изучению потребления Лекции 4 4 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные социологические подходы к изучению потребления Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные подходы к изучению потребления Сам. работа 4 10 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.4. Модели и теоретические концепции потребления Лекции 4 4 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.5. Модели и теоретические концепции потребления Практические 4 4 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.6. Модели и теоретические концепции потребления Сам. работа 4 12 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.7. Лекции 4 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.8. Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.9. Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте Сам. работа 4 10 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.10. Человек и вещи. Потребление знаков Лекции 4 4 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.11. Человек и вещи. Потребление знаков Практические 4 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.12. Человек и вещи. Потребление знаков Сам. работа 4 10 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.13. Современные формы потребления Лекции 4 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.14. Современные формы потребления Практические 4 8 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.15. Современные формы потребления Сам. работа 4 12 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.16. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Лекции 4 4 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.17. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Практические 4 4 ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.18. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Сам. работа 4 12 ОК-7 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы.
1. Предмет социологии потребления
2. Понятие и виды потребления.
3. Производственное и индивидуальное потребление.
4. Потребление в экономической теории и маркетинге.
5. Проблематика потребления в социологии
6. Потребление знаков. Потребление как процесс манипулирования знаками
7. Формирование ценности в концепции Г. Зиммеля.
8. Знаковая стоимость и символический обмен Ж. Бодрийяра.
9. Концепция «стиля жизни» П. Бурдье Понятие общества потребления и его основные черты.
10. Новые концепции потребления в эпоху постмодерна, эстетизация повседневного потребления. (М. Физерстоун).
11. «Мозаичность» стилей жизни в эпоху постмодерна. Основные идеи и понятия.
12. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях.
13. Общество потребления как культурный феномен
Практические задания.
14. Приведите примеры этического потребления: рациональность и романтизм (К. Кэмпбел).
15. Покажите связь традиционного и современного потребления и гедонизма. (К. Кэмпбел).
16. Покажите, в чем сложность потребления в обществе изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж. Бодрийяр).
17. Сформулируйте теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер).
18. Покажите связь моды и потребления. Ее свойства и функции.
19. Сформулируйте особенности моды по Г. Зиммелю.
20. Смоделируйте макет новой и традиционной организации торговли.
21. Приведите примеры принципов организации торговли в супермаркете.
22. Какие факторы дифференциации потребления в разных странах вы считаете более важными: природные (географические) или социальные? Примеры. Есть ли в современной России понятие роскоши? Какие факторы определяют, является ли предмет "роскошью"?
23. Как вы думаете, почему во второй половине ХХ века происходит опережающее развитие потребления "нематериальных" благ (в т.ч. туристического "созерцания") по сравнению с материальными?
24. Осталось ли в современности:
- высокое искусство
- народное искусство
- массовое искусство (массовая культура)?
25. Существует ли визуальное потребление? Созерцание - это вид потребления?
26. Является ли сегодня, по вашему мнению, потребление "высокого искусства" отличительной чертой высшего класса? (В России, в Европе...) Сохраняет ли современное искусство классовый характер?
27. Как вы думаете, нужно ли было классифицировать вещи? Если да, то почему и зачем?
28. Можете ли вы предложить другую схему классификации вещей?
29. Можно ли назвать книгу Ж.Бодрийяра "Система вещей" работой по социологии? (Она говорит о вещах, а социология - наука о людях, о социальных группах).
30. Каковы различия и сходство в предпосылках и последствиях появления новых форм торговли: традиционная - универмаги - супермаркеты - - молл - интернет-торговля?
31. Как вы думаете, сыграла ли интернет-торговля такую же роль, как в свое время появ-ление универмагов и супермаркетов (новый этап торговли)? Почему?
32. Какова роль универмагов в изменении положения женщин в обществе?
33. Как по вашему, является ли сам по себе шоппинг видом досуга? Для кого? Или досуговые занятия "сопутствуют" шоппингу (кино, кафе и т.д.)?
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Особенности потребления в современной России в различных сферах
2. Маркетинг для потребителя или потребитель для маркетинга
3. Что век грядущий нам готовит?..
4. Особенности потребления в различных социально-экономических группах.
5. Сравнительный анализ потребления среднего класса в России и Западной Европе.
6. Социологический анализ потребительской культуры «бедных».
7. Потребительское поведение российской молодежи.
8. Потребительское поведение и семья.
9. Влияние этнических факторов на потребление.
10. Связь религии и потребления.
11. Общество потребления: предпосылки формирования, направления исследования.
12. Глобализация потребления.
13. Шоппинг как вид досуга.
14. Особенности потребления по различным социально-экономическим группам.
15. Сравнительный анализ потребления среднего класса в России и Западной Европе.
16. Социологический анализ потребительской культуры «бедных».
17. Потребительское поведение российской молодежи.
18. Потребительское поведение и семья.
19. Влияние этнических факторов на потребление.
20. Связь религии и потребления.
21. Общество потребления: предпосылки формирования, направления исследования.
22. Глобализация потребления.
23. Шоппинг как вид досуга.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин, В. И. Социология потребления: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/sociologiya-potrebleniya-425787
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голубкова Е.Н. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/97D5E319-C81E-4D96-9A25-3C35D77CC429
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle «Социология потребления» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=973
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
• Б-ка «Гумер». – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
• 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/
• Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/
• Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
• Abuss: Б-ка, архив, закрома. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://abuss.narod.ru/biblio.htm
• Infolio – Университетская электронная б-ка [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.