МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей социологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26 52 52
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 54 54 27 27 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
Замятина О.Н., к.с.н., доцент

Рецензент(ы):
Чуканова Т.В., к.с.н., доцент

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть теоретические основы и закономерности становления и развития социологической науки, выделить ее специфику, раскрыть принципы соотношения методологии и методов социологического познания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-2: способностью осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность
ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-3: владением навыками составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные фундаментальные труды по основам социологической теории и методам социологического исследования
виды и закономерности социальных процессов, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ключевые понятия социологии
специфику социологического подхода к личности
основные закономерности и формы регуляции социального поведения
этапы развития социологии
логику исследовательского процесса
основные методы сбора социальной информации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять имеющиеся знания для толерантного восприятия социально-этнической культуры и осуществлять межкультурное взаимодействие
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты
осуществлять поиск решений и быть готовым нести за них ответственность
использовать понятийный аппарат теоретической и прикладной социологии в ходе профессиональной деятельности
эффективно использовать знание различных теорий в совместной работе с коллегами
эффективно использовать знание различных научных теорий для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований
оформлять результаты научного труда
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.определять свою роль в команде при выполнении поставленных перед группой задач и учитывать социальные, этнические, конфессиональные, культурные различия
осуществлять межкультурное взаимодействие
применять имеющиеся знания по социологии в своей профессиональной деятельности
использования знаний различных теорий для осознания значимости своей будущей профессии
кооперации с коллегами в организации дискуссий по актуальным вопросам в области социологии
работать в коллективе, общения с коллегами в соответствии с нормами этикета
использования научной, учебной, методической и справочной литературы для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований
выступления перед аудиторией с научными обзорами, аннотациями, рефератами и отчетами по результатам исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и развитие социологии как науки. Общие вопросы истории и теории социологии
1.1. Социология как наука об обществе Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Социология как наука об обществе Практические 1 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Социология как наука об обществе Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Историко-социологическое введение Лекции 1 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Историко-социологическое введение Практические 1 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Историко-социологическое введение Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социологическое исследование социальных систем
2.7. Общество как социокультурная система Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.8. Общество как социокультурная система Практические 1 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.9. Общество как социокультурная система Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.10. Социальная структура и стратификация общества Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.11. Социальная структура и стратификация общества Практические 1 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.12. Социальная структура и стратификация общества Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.13. Социальные институты и организации Лекции 1 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.14. Социальные институты и организации Практические 1 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.15. Социальные институты и организации Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.16. Социальные общности и группы Лекции 1 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.17. Социальные общности и группы Практические 1 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.18. Социальные общности и группы Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.19. Личность и ее социализация Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.20. Личность и ее социализация Практические 1 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.21. Личность и ее социализация Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Специальные социологические теории
3.22. Социология образования Лекции 1 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.23. Социология образования Практические 1 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.24. Социология образования Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.25. Социология рекламы, коммуникаций Лекции 1 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.26. Социология рекламы, коммуникаций Практические 1 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.27. Социология рекламы, коммуникаций Сам. работа 1 6 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.28. Социология семьи Лекции 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.29. Социология семьи Практические 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.30. Социология семьи Сам. работа 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.31. Социология культуры Лекции 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.32. Социология культуры Практические 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.33. Социология культуры Сам. работа 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.34. Этносоциология Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.35. Этносоциология Практические 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.36. Этносоциология Сам. работа 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.37. Социология молодежи Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.38. Социология молодежи Практические 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.39. Социология молодежи Сам. работа 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.40. Социология города Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.41. Социология города Практические 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.42. Социология города Сам. работа 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.43. Социология села Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.44. Социология села Практические 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.45. Социология села Сам. работа 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.46. Социология конфликта Лекции 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.47. Социология конфликта Практические 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.48. Социология конфликта Сам. работа 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Теория, методология и методика социологических исследований
4.49. Программа социологического исследования Лекции 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.50. Программа социологического исследования Практические 2 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.51. Программа социологического исследования Сам. работа 2 3 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.52. Методы социологических исследований Лекции 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.53. Методы социологических исследований Практические 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.54. Методы социологических исследований Сам. работа 2 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.55. Экзамен 2 27 ОК-6, ОПК-2, ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов к зачету:
1. Объект и предмет социологии как науки.
2. Связь социологии с другими гуманитарными и социальными науками.
3. Структура и уровни социологического знания. Функции социологии.
4. О. Конт – основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе
5. Становление и развитие западной социологии XIX- начала XX вв.
6. Социология в России: история и современное состояние.
7. Психологическое направление в развитии социологии.
8. Социология как полипарадигмальная наука.
9. Понятие общества как системы, его сущность, структура и функции.
10. Социальная структура общества и ее основные элементы.
11. Сущность социальной стратификации, ее критерии.
12. Социальная мобильность и ее основные направления.
13. Понятие «личность в социологии».
14. Статусно-ролевая концепция личности.
15. Социализация как предмет теоретического исследования.
16. Агенты и институты социализации.
17. Социальные нормы и девиации.
18. Содержание понятия «социальный институт» и «институционализация». Виды социальных институтов.
19. Сущность социальной организации. Основные черты и классификация социальных организаций.
20. Социальные общности, их виды и роль в обществе.
21. Малая социальная группа: понятие, виды.
22. Система образования как социальный институт, ее структура и функции.
23. Образование и социальное неравенство
24. Социология рекламы как отрасль социологического знания.
25. Информационное общество и глобализация коммуникативных процессов.
Перечень вопросов и заданий на экзамене:
Теоретические вопросы:
1. Специфика социологического подхода к исследованию культуры.
2. Классификация структурных элементов культуры.
3. «Простые» элементы культуры.
4. «Синтетические» элементы культурной системы.
5. Функции культуры.
6. Состояние и динамика современной культуры.
7. Социология семьи: определение семьи, ее функции.
8. Типология и структура семьи.
9. Проблемы современной семьи.
10. Молодежь как социально-демографическая группа.
11. Молодежная субкультура и ее специфика.
12. Молодежные движения и объединения.
13. Социальные проблемы молодежи.
14. Этнические особенности людей. Расовая и этническая стратификация.
15. Социально-этническая структура современной России.
16. Культурная жизнь этносов в Алтайском крае.
17. Объект и предмет социологии города.
18. Классификация городов.
19. Объект, предмет, проблематика социологии села
20. Определение социального конфликта.
21. Причины и основные этапы развития конфликтного взаимодействия.
22. Типология социальных конфликтов и их особенности.
23. Программа социологического исследования.
24. Количественные методы сбора данных в социологическом исследовании.
25. Качественные методы сбора данных в социологическом исследовании.
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Сформулируйте три актуальные темы социологического исследования, которые необходимо изучать социологам в современном обществе.
2. По проблеме, которая играет первостепенное значение для Вас лично, составьте небольшую анкету, используя различные виды вопросов.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козлова М.А., Шушанян Н.Р., Багдасарьян Н.Г. - под общ. ред. СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9D885D14-793A-41F3-B204-D183C3504EF0
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э3 Социология.RU http://sotsiologia.ru/
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) http://lib.socio.msu.ru
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http://wciom.ru/
Э6 Национальная социологическая энциклопедия http://voluntary.ru/
Э7 Курс в moodle «Социология» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1755
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.