МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Протестное поведение населения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 160
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 160 160 160 160
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Протестное поведение населения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретико-методологических оснований социологического анализа протестного поведения в обществе, формирование целостного представления о специфике социального протеста в современной России

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические подходы к определению социального протеста, его формы, факторы и источники возникновения
3.2.Уметь:
3.2.1.определять предмет, основных участников, причины и особенности развития разных видов социальных протестов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками разработки рекомендаций по урегулированию и профилактике социальных протестов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа протестного поведения
1.1. Протестное поведение как предмет социологического анализа Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Протестное поведение как предмет социологического анализа Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Протестное поведение как предмет социологического анализа Сам. работа 8 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Базовые теории социального протеста в современной социологии Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Базовые теории социального протеста в современной социологии Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Базовые теории социального протеста в современной социологии Сам. работа 8 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Специфика конфликтологического осмысления социальных протестов Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Специфика конфликтологического осмысления социальных протестов Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Специфика конфликтологического осмысления социальных протестов Сам. работа 8 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Проблемы типологизации социальных протестов Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Проблемы типологизации социальных протестов Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Проблемы типологизации социальных протестов Сам. работа 8 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. Основные методы исследования протестного поведения населения Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.14. Основные методы исследования протестного поведения населения Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.15. Основные методы исследования протестного поведения населения Сам. работа 8 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные характеристики социального протеста в современной России
2.1. Основные тенденции развития социального протеста в современной России Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные тенденции развития социального протеста в современной России Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Основные тенденции развития социального протеста в современной России Сам. работа 8 15 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Основные источники и факторы протестного поведения граждан РФ Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Основные источники и факторы протестного поведения граждан РФ Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Основные источники и факторы протестного поведения граждан РФ Сам. работа 8 15 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Социальная база социального протеста в современной России Лекции 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Социальная база социального протеста в современной России Практические 8 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.9. Социальная база социального протеста в современной России Сам. работа 8 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Формы проявления протестного поведения граждан РФ Лекции 8 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.11. Формы проявления протестного поведения граждан РФ Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.12. Формы проявления протестного поведения граждан РФ Сам. работа 8 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.13. Вопросы государственного регулирования протестного поведения граждан в РФ Лекции 8 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.14. Вопросы государственного регулирования протестного поведения граждан в РФ Практические 8 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.15. Вопросы государственного регулирования протестного поведения граждан в РФ Сам. работа 8 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Основные подходы к определению категории «социальный протест».
2. Сущность и природа социальных протестов.
3. Предназначение социальных протестов в обществе.
4. Теория относительной депривации в объяснении социального протеста.
5. Теория мобилизации ресурсов в объяснении социального протеста.
6. Социальный протест и социальная напряженность.
7. Психологические теории социального протеста
8. Социальный протест как тип социального конфликта.
9. Многопричинность социального протеста.
10. Динамика развития социального протеста.
11. Конструктивные и деструктивные последствия протестных акций.
12. Массовые, групповые и индивидуальные формы социального протеста.
13. Политические, экономические, экологические и т.п. социальные протеста.
14. Традиционные и инновационные формы социального протеста.
15. Количественные методы сбора социологической информации об акциях социального протеста.
16. Качественные методики исследования протестного поведения.
17. Паспортизирование протестных акций.
18. Динамика численности протестных акций в современной России.
19. Региональные особенности социальных протестов в современной России.
20. Политизация социального протеста в современной России.
21. Основные источники социальных протестов в современной России.
22. Факторы, обуславливающие протестное поведение граждан РФ.
23. Протестная активность госбюджетной интеллигенции.
24. Протестная активность обездоленных категорий населения.
25. Протестная активность среднего класса.
26. Массовые протесты в современной России.
27. Социальные протесты в организациях.
28. Инновационные формы социальных протестов в современной России.
29. Протестное поведение жителей Алтайского края.
30. Роль государства в урегулировании социальных протестов.
31. Основные возможности государства по регулированию протестного поведения населения.
32. Вопросы эффективности государственного регулирования социальных протестов.

Практические задания
1. Постройте прогноз протестного поведения различных категорий населения в современной России.
2. Сравните различные теоретические подходы к определению понятия социальный протест, а затем обоснуйте эффективность их использования в эмпирических исследованиях.
3. Произведите диагностику конкретной протестной акции.
4. На основе проведенной диагностики разработайте комплекс рекомендаций по урегулированию протестной акции.
5. Определите возможные критерии оценки эффективности политики по регулированию протестного поведения населения.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. История социологических исследований протестного поведения в Алтайском крае.
2. Методы эмпирического конфликтологического исследования протестного поведения.
3. Программа эмпирического конфликтологического исследования протестного поведения населения локального социума: основные компоненты.
4. Акции протеста противников глобализации: конфликтологический аспект.
5. Методология исследований протестного поведения населения локального социума.
6. Параметры и тенденции конфликтности населения Алтайского края в начале 2000-х годов.
7. Идеологическая и политическая компоненты акций социального протеста в современной России.
8. Правила организации и проведения конфликтологических переговоров с протестующими.
9. Основные формы социального протеста.
10. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, степень изученности в современной России.
11. Основные факторы акций социального протеста в обществе.
12. Первопричина акций социального протеста населения в локальном социуме.
13. Нецивилизованные формы социального протеста в трудовом коллективе: проявления, основные причины, способы профилактирования и устранения.
14. Акции социального протеста в трудовых коллективах: сущность, проявление, причины, способы профилактирования и разрешения.
15. Личностные протесты на вербальном уровне общения.
16. Региональная составляющая социального кризиса в современной России.
17. Специфика деятельности конфликтолога в регулировании акций социального протеста населения региона.
18. Значимость технологии социального партнерства в урегулировании акций социального протеста в организациях.
19. Типологии форм социального протеста.
20. Акции социального протеста в организациях Алтайского края.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Протестное поведение населения» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.