МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Толерантность и межкультурные коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 50 50 50 50
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, А.Н. Шрайбер

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Т.В. Чуканова

Рабочая программа дисциплины
Толерантность и межкультурные коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обучение студентов основам теории толерантности и межкультурной коммуникации,а также применения полученных теоретических знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью находить и обосновывать решения в нестандартных ситуациях и социальных конфликтах, нести за них ответственность
ПК-1 способностью владеть знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретико-методологические основы принятия и обоснования решений в нестандартных ситуациях, сложившихся в межкультурной коммуникации, в социальных конфликтах.
- теоретико-методологические основы и новейшие тенденции в области теории и практики в области межкультурной коммуникации для решения фундаментальных и прикладных задач при исследовании социальных проблем общества
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять теоретико-методологические знания для совершения действий и несения социальной и этической ответственности за них в нестандартных ситуациях, возникших в межкультурной коммуникации, в социальном конфликте.
- самостоятельно использовать умения и навыки в области теории и практики межкультурной коммуникации для решения фундаментальных и прикладных задач при исследовании социальных проблем общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способами действий, принятия решений и быть ответственным за них в нестандартных ситуациях в процессе межкультурной коммуникации, в социальном конфликте.
- способностью самостоятельного применения умений и навыков, новейших тенденций в области теории и практики межкультурной коммуникации для решения фундаментальных и прикладных задач при исследовании социальных проблем общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в теорию межкультурной коммуникации
1.1. История возникновения и развития межкультурной коммуникации. Практические 5 8 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. История возникновения и развития межкультурной коммуникации. Сам. работа 5 20 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Культура и коммуникация. Лекции 5 8 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Культура и коммуникация. Практические 5 8 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Культура и коммуникация. Сам. работа 5 20 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Виды межкультурной коммуникации. Практические 5 10 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Виды межкультурной коммуникации. Сам. работа 5 20 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Толерантность в межкультурной коммуникации.
2.1. Проблема понимания и толерантности в межкультурной коммуникации. Лекции 5 6 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Проблема понимания и толерантности в межкультурной коммуникации. Практические 5 8 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Проблема понимания и толерантности в межкультурной коммуникации. Сам. работа 5 19 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Стереотипы в межкультурной коммуникации. Результаты межкультурной коммуникации. Лекции 5 6 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Стереотипы в межкультурной коммуникации. Результаты межкультурной коммуникации. Практические 5 8 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Стереотипы в межкультурной коммуникации. Результаты межкультурной коммуникации. Сам. работа 5 20 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Культурная идентичность. Практические 5 8 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Культурная идентичность. Сам. работа 5 20 ОПК-5, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. История и причины возникновения межкультурной коммуникации.
2. Понятие и основные определения культуры.
3. Социализация и инкультурация.
4. Культура и поведение.
5. Культурные нормы и ценности.
6. Культурная идентичность и ее сущность.
7. Культура и язык.
8. Гипотеза взаимосвязи языка и культуры Сепира-Уорфа.
9. Сущность этноцентризма.
10. Культурный релятивизм как методологическая основа межкультурной коммуникации.
11. Понятие и сущность эмпатии.
12. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой».
13. Модель освоения чужой культуры М. Беннета.
14. Понятие коммуникации и ее роль в культуре.
15. Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла.
16. Теория культурных измерений Г. Хофштеде.
17. Теория культурной грамотности Э. Хирша.
18. Структура межкультурной коммуникации.
19. Нормы и ценности в межкультурной коммуникации.
20. Стереотипы в межкультурной коммуникации.
21. Принципы и функции стереотипов.
22. Понятие и виды коммуникации.
23. Вербальная коммуникация и ее элементы.
24. Невербальная коммуникация и ее элементы.
25. Паравербальная коммуникация и ее элементы.
26. Сущность процесса восприятия.
27. Культура и восприятие.
28. Сущность и ошибки атрибуции.
29. Явление культурного шока, его симптомы и способы преодоления.
30. Межкультурные конфликты и их причины.
31. Понятие и детерминанты межличностной аттракции.
32. Понятие и сущность предрассудка.
33. Типы предрассудков и их коррекция.
34. Сущность и основные формы аккультурации.
35. Аккультурация как коммуникация.
Толерантность как результат межкультурной коммуникации

Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Схематично изобразите коммуникативный акт, отметьте на схеме критические точки возможного возникновения социального конфликта (пример коммуникативного акта предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 3. Напишите возможные виды социальных конфликтов, которые могут возникнуть при коммуникации, наполненной различными стереотипами (пример коммуникативного акта предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 4. Проанализируйте коммуникативный акт с позиции выявления атрибуций (кейс предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 5. Объясните причины социальных конфликтов в межнациональной коммуникации через анализ форм невербальной коммуникации (кейс предоставляется преподавателем).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Аккультурация и способы ее повышения.
2. Двойственная функция культурной идентичности.
3. Культурная идентичность и «чужеродность культуры».
4. Культурный релятивизм как методологическая основа межкультурной коммуникации.
5. Межкультурная коммуникация и образование.
6. Межличностное общение и массовая коммуникация.
7. Методы обучения межкультурной коммуникации.
8. Моделирование как метод психологических исследований при изучении культуры и социума.
9. Невербальные средства общения.
10. Общение как взаимодействие.
11. Общение как обмен информацией.
12. Общение как основная потребность и условие нормальной жизнедеятельности человека.
13. Семантические варианты понятий «свой», «чужой».
14. Современная трактовка теории межкультурной коммуникации Г.Хофштеде.
15. Становление межкультурной коммуникации и ее место в системе наук о человеке.
16. Структура общения как единство трех его сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной.
17. Сущность культурной идентичности.
18. Уровни межкультурной компетентности и способы ее повышения.
19. Функции невербального общения.
20. Эксперимент, его разновидности и процедура межкультурного исследования.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/20CB0706-82C7-4866-BA61-5CD8E1CFA54C.
Л1.2 Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 www.biblio-online.ru/book/4BB7F084-A5D2-4D44-8199-D172F791B4C3.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/22E3FFE7-DEF5-4988-82F1-40710740220C.
Л2.2 Таратухина Ю. В. Теория межкультурной коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Толерантность и межкультурные коммуникации» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.