Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология конфликта и межнациональных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_04_01_СК-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 63 | 63 | 63 | 63 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.
1.1. | Изучение методологических и прикладных подходов к анализу юридических конфликтов, методах их разрешения в современных условиях и формирование у студентов целостного представления о правовых отношениях регулирования сложных и противоречивых взаимодействий в обществе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-2 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы формулирования целей, постановки конкретных задач научного исследования феноменов конфликта и мира, правовых особенностей разрешения конфликтных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | компетентно применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, основы правовых знаний для решения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности, используя опыт исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими навыками применения методологии междисциплинарного анализа конфликта и мира, основ правовых знаний для решения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы юридической конфликтологии | ||||||
1.1. | Юридическая конфликтология: предмет и объект исследования. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Юридическая конфликтология: предмет и объект исследования. | Практические | 1 | 0 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Юридическая конфликтология как отраслевая конфликтологическая дисциплина | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Юридическая конфликтология как отраслевая конфликтологическая дисциплина | Практические | 1 | 0 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Динамика, типология и структура юридического конфликта. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Динамика, типология и структура юридического конфликта. | Практические | 1 | 0 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Конфликты в нормативно-правовой сфере. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Конфликты в нормативно-правовой сфере. | Практические | 1 | 0 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Конфликты в нормативно-правовой сфере. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Криминальный конфликт и его специфика. | Лекции | 1 | 0 | ПК-2 | Л2.1 |
1.11. | Криминальный конфликт и его специфика. | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Криминальный конфликт и его специфика. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Механизмы правового регулирования и разрешения юридических конфликтов | ||||||
2.1. | Конституционное правосудие и его роль в регулировании в регулировании юридических конфликтов | Лекции | 1 | 0 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Конституционное правосудие и его роль в регулировании в регулировании юридических конфликтов | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Конституционное правосудие и его роль в регулировании в регулировании юридических конфликтов | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Гражданское судопроизводство и его функции в регулировании споров и конфликтов физических лиц (граждан). | Лекции | 1 | 0 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Гражданское судопроизводство и его функции в регулировании споров и конфликтов физических лиц (граждан). | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Гражданское судопроизводство и его функции в регулировании споров и конфликтов физических лиц (граждан). | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Конфликты в сфере экономики и предпринимательской деятельности (юридические лица) и правовые основы их разрешения. | Лекции | 1 | 0 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Конфликты в сфере экономики и предпринимательской деятельности (юридические лица) и правовые основы их разрешения. | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Конфликты в сфере экономики и предпринимательской деятельности (юридические лица) и правовые основы их разрешения. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Уголовное судопроизводство как силовой механизм решения криминального конфликта. | Лекции | 1 | 0 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Уголовное судопроизводство как силовой механизм решения криминального конфликта. | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Уголовное судопроизводство как силовой механизм решения криминального конфликта. | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Юридические способы предупреждения конфликтов. | Лекции | 1 | 0 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Юридические способы предупреждения конфликтов. | Практические | 1 | 0 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.15. | Юридические способы предупреждения конфликтов. | Сам. работа | 1 | 7 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Объект и предмет юридической конфликтологии как научной дисциплины. 2. Понятие юридического конфликта. 3. Объект, предмет и субъекты юридического конфликта. 4. Конфликтологический смысл экономических, политических, юридических и других понятий, имеющих правовой аспект. 5. Типологизация юридических конфликтов по различным основаниям. 6. Специфика ложных юридических конфликтов. 7. Конфликты в нормативно-правовой сфере. 8. Криминальный конфликт и его специфика. 9. Юридические аспекты конфликтов в сфере политики. 10. Правовые основы разрешения конфликтов в сфере предпринимательства. 11. Особенности судебного регулирования социальных конфликтов. 12. Конфликты физических лиц (граждан) и гражданское судопроизводство. 13. Конституционные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов. 14. Судебные инстанции, их иерархия и особенности их функций как институтов конфликторазрешения. 15. Роль арбитражного суда в разрешении конфликтов. 16. Понятие уголовного судопроизводства и его роль в разрешении криминальных конфликтов. 17. Институт мировых судей: функции разрешения юридических конфликтов. 18. Юридические способы предупреждения конфликтов. 19. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов, имеющих правовую основу. 20. Основные модели неправового разрешения социальных конфликтов и их юридические основания. Практические задания Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса. Практическое задание № 2. Постройте прогноз развития юридического конфликта и возможные способы его регулирования (кейс предоставляется преподавателем). Практическое задание № 3. Раскройте особенности применения юридических способов предупреждения конфликта на конкретных примерах. Практическое задание № 4. Составьте схему основных стадий развития вторичного юридического конфликта. Практическое задание № 5. Составьте схему основных стадий развития первичного юридического конфликта. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Институт мировых судей: функции разрешения юридических конфликтов. 2. Конституционные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов. 3. Конфликтологический смысл экономических, политических, юридических и других понятий, имеющих правовой аспект. 4. Конфликты в нормативно-правовой сфере. 5. Конфликты физических лиц(граждан)и гражданское судопроизводство. 6. Криминальный конфликт и его специфика. 7. Объект и предмет юридической конфликтологии как научной дисциплины. 8. Объект, предмет и субъекты юридического конфликта. 9. Основные модели неправового разрешения социальных конфликтов и их юридические основания. 10. Особенности судебного регулирования социальных конфликтов. 11. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов, имеющих правовую основу. 12. Понятие уголовного судопроизводства и его роль в разрешении криминальных конфликтов. 13. Понятие юридического конфликта. 14. Правовые основы разрешения конфликтов в сфере предпринимательства. 15. Роль арбитражного суда в разрешении конфликтов. 16. Специфика ложных юридических конфликтов. 17. Судебные инстанции, их иерархия и особенности их функций как институтов конфликторазрешения. 18. Типологизация юридических конфликтов по различным основаниям. 19. Юридические аспекты конфликтов в сфере политики. 20. Юридические способы предупреждения конфликтов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Романов В.В. | Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Агапов А.Б. | Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 | https://biblio-online.ru/book/8FD96729-774A-4846-9233-46907104DF53 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.asu.ru/files/documents/00001657.pdf | |||
Э2 | http://conflictologiy.narod.ru/ | |||
Э3 | http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/621/ | |||
Э4 | www.mista.ru/psy/conflict.htm | |||
Э5 | Курс в Moodle «Юридические конфликты» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что бы практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо: ознакомиться с планом семинарского занятия; самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы; просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно); проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам; при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного; при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем. При оценивании ответа на теоретический вопрос практические занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Практическое задание Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Тестирование Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Реферат Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Зачет/экзамен Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос. |