МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридические конфликты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СК-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, А.Н. Шрайбер

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, А.М. Сергиенко

Рабочая программа дисциплины
Юридические конфликты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. № 326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение методологических и прикладных подходов к анализу юридических конфликтов, методах их разрешения в современных условиях и формирование у студентов целостного представления о правовых отношениях регулирования сложных и противоречивых взаимодействий в обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы формулирования целей, постановки конкретных задач научного исследования феноменов конфликта и мира, правовых особенностей разрешения конфликтных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта
3.2.Уметь:
3.2.1.компетентно применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, основы правовых знаний для решения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности, используя опыт исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками применения методологии междисциплинарного анализа конфликта и мира, основ правовых знаний для решения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы юридической конфликтологии
1.1. Юридическая конфликтология: предмет и объект исследования. Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Юридическая конфликтология: предмет и объект исследования. Практические 1 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Юридическая конфликтология как отраслевая конфликтологическая дисциплина Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Юридическая конфликтология как отраслевая конфликтологическая дисциплина Практические 1 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Динамика, типология и структура юридического конфликта. Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Динамика, типология и структура юридического конфликта. Практические 1 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Конфликты в нормативно-правовой сфере. Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Конфликты в нормативно-правовой сфере. Практические 1 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Конфликты в нормативно-правовой сфере. Сам. работа 1 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Криминальный конфликт и его специфика. Лекции 1 0 ПК-2 Л2.1
1.11. Криминальный конфликт и его специфика. Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Криминальный конфликт и его специфика. Сам. работа 1 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Механизмы правового регулирования и разрешения юридических конфликтов
2.1. Конституционное правосудие и его роль в регулировании в регулировании юридических конфликтов Лекции 1 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Конституционное правосудие и его роль в регулировании в регулировании юридических конфликтов Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Конституционное правосудие и его роль в регулировании в регулировании юридических конфликтов Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Гражданское судопроизводство и его функции в регулировании споров и конфликтов физических лиц (граждан). Лекции 1 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Гражданское судопроизводство и его функции в регулировании споров и конфликтов физических лиц (граждан). Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Гражданское судопроизводство и его функции в регулировании споров и конфликтов физических лиц (граждан). Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Конфликты в сфере экономики и предпринимательской деятельности (юридические лица) и правовые основы их разрешения. Лекции 1 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Конфликты в сфере экономики и предпринимательской деятельности (юридические лица) и правовые основы их разрешения. Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.9. Конфликты в сфере экономики и предпринимательской деятельности (юридические лица) и правовые основы их разрешения. Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Уголовное судопроизводство как силовой механизм решения криминального конфликта. Лекции 1 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.11. Уголовное судопроизводство как силовой механизм решения криминального конфликта. Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.12. Уголовное судопроизводство как силовой механизм решения криминального конфликта. Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.13. Юридические способы предупреждения конфликтов. Лекции 1 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.14. Юридические способы предупреждения конфликтов. Практические 1 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.15. Юридические способы предупреждения конфликтов. Сам. работа 1 7 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Объект и предмет юридической конфликтологии как научной дисциплины.
2. Понятие юридического конфликта.
3. Объект, предмет и субъекты юридического конфликта.
4. Конфликтологический смысл экономических, политических, юридических и других понятий, имеющих правовой аспект.
5. Типологизация юридических конфликтов по различным основаниям.
6. Специфика ложных юридических конфликтов.
7. Конфликты в нормативно-правовой сфере.
8. Криминальный конфликт и его специфика.
9. Юридические аспекты конфликтов в сфере политики.
10. Правовые основы разрешения конфликтов в сфере предпринимательства.
11. Особенности судебного регулирования социальных конфликтов.
12. Конфликты физических лиц (граждан) и гражданское судопроизводство.
13. Конституционные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов.
14. Судебные инстанции, их иерархия и особенности их функций как институтов конфликторазрешения.
15. Роль арбитражного суда в разрешении конфликтов.
16. Понятие уголовного судопроизводства и его роль в разрешении криминальных конфликтов.
17. Институт мировых судей: функции разрешения юридических конфликтов.
18. Юридические способы предупреждения конфликтов.
19. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов, имеющих правовую основу.
20. Основные модели неправового разрешения социальных конфликтов и их юридические основания.

Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Постройте прогноз развития юридического конфликта и возможные способы его регулирования (кейс предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 3. Раскройте особенности применения юридических способов предупреждения конфликта на конкретных примерах.
Практическое задание № 4. Составьте схему основных стадий развития вторичного юридического конфликта.
Практическое задание № 5. Составьте схему основных стадий развития первичного юридического конфликта.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

1. Институт мировых судей: функции разрешения юридических конфликтов.
2. Конституционные процедуры как способ разрешения социальных конфликтов.
3. Конфликтологический смысл экономических, политических, юридических и других понятий, имеющих правовой аспект.
4. Конфликты в нормативно-правовой сфере.
5. Конфликты физических лиц(граждан)и гражданское судопроизводство.
6. Криминальный конфликт и его специфика.
7. Объект и предмет юридической конфликтологии как научной дисциплины.
8. Объект, предмет и субъекты юридического конфликта.
9. Основные модели неправового разрешения социальных конфликтов и их юридические основания.
10. Особенности судебного регулирования социальных конфликтов.
11. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов, имеющих правовую основу.
12. Понятие уголовного судопроизводства и его роль в разрешении криминальных конфликтов.
13. Понятие юридического конфликта.
14. Правовые основы разрешения конфликтов в сфере предпринимательства.
15. Роль арбитражного суда в разрешении конфликтов.
16. Специфика ложных юридических конфликтов.
17. Судебные инстанции, их иерархия и особенности их функций как институтов конфликторазрешения.
18. Типологизация юридических конфликтов по различным основаниям.
19. Юридические аспекты конфликтов в сфере политики.
20. Юридические способы предупреждения конфликтов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8FD96729-774A-4846-9233-46907104DF53
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.asu.ru/files/documents/00001657.pdf
Э2 http://conflictologiy.narod.ru/
Э3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/621/
Э4 www.mista.ru/psy/conflict.htm
Э5 Курс в Moodle «Юридические конфликты» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что бы практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом семинарского занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практические занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.