МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Шрайбер А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о методах социологического исследования; умении проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретико-методологическую базу проведения исследований в области всеобщих и отечественных исторических проблем.
- движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
- основные приемы и методы использования специальных знаний для анализа общественных проблем.
3.2.Уметь:
3.2.1.- понимать принципы применения теоретико-методологической базы проведения исследований в области всеобщих и отечественных исторических проблем.
- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
- применять на практике основные приемы и методы использования специальных знаний для анализа общественных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками практического использования принципов теоретико-методологической базы проведения исследований в области всеобщих и отечественных исторических проблем.
- навыками понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, места человека в историческом процессе, политической организации общества.
- применения и эффективного использования основных приемов и методов использования специальных знаний для анализа общественных проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. Научный статус социологии Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Научный статус социологии Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Научный статус социологии Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.7. Социологические теории и школы Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.8. Социологические теории и школы Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.9. Социологические теории и школы Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.10. Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.11. Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.12. Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.13. Общество как социальная система Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.14. Общество как социальная система. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.15. Общество как социальная система. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.16. Методы социологического исследования Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.17. Методы социологического исследования Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.18. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.19. Социальные общности и группы в контексте необходимости толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.20. Социальные общности и группы в контексте необходимости толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий Практические 3 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.21. Социальная структура, социальные явления и процессы современного общества Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.22. Социальная структура, социальные явления и процессы современного общества Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.23. Социология управления коллективом Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Предпосылки возникновения и развития социологии как науки.
2. Научный статус современной социологии.
3. Классическая, неклассическая и постклассическая социология.
4. Объект и предмет социологии. Понятия «социальное» и «социальность».
5. Уровни социологического знания. Макро- и микросоциология.
6. Функции социологии.
7. Эволюционизм Г. Спенсера.
8. Социальный факт Э. Дюркгейма. Теория общественного разделения труда.
9. Концепция «социального действия» М. Вебера.
10. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
11. Современное состояние теоретической социологии.
12. Теории интеграции структуры и действия П. Бурдье, Э. Гидденса.
13. Общество как система Н. Лумана.
14. Основные направления исследований и отрасли современной российской социологии.
15. Понятие социального института, его основные признаки. Типология социальных институтов.
16. Проблема развития социальных институтов. Понятие функции и дисфункции.
17. Общее и различия в определении понятий «социальная группа», «коллектив» и «социальная общность».
18. Типология социальных общностей и групп. Существующие в современных общностях и трудовых коллективах социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
19. Толерантность как социальный феномен.
20. Методы социологического исследования.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между теоретическим и практическим уровнями науки социологии.
Практическое задание № 3. Оцените возможности и ограничения основных каналов социальной мобильности в современной России.
Практическое задание № 4. Проиллюстрируйте функции и дисфункции социального института на конкретном примере.
Практическое задание № 5. Оцените возможности основных направлений развития современного социологического знания применительно к анализу демографических проблем в современной России.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Социальное пространство и время человека и общества.
2. Человеческое общество и его социальная история как объект изучения социологии.
3. Основные концепции социологии.
4. Огюст Конт – основоположник социологической науки.
5. Объект и предмет социологии.
6. Социологические парадигмы в их развитии и обновлении.
7. Проблема исследования личности в социологии.
8. Питирим Сорокин – выдающийся социолог России и США.
9. Социологический анализ социальных явлений и процессов в современном обществе.
10. Этапы эволюции социологического знания: личности, концепции, школы.
11. Основные теории развития общества.
12. Проблема полипарадигмальности в современном социологическом знании.
13. Основные факторы и условия девиантного поведения в объективе современной социологии.
14. Человек в трудовом коллективе: социологический анализ.
15. Человек, индивид, личность – соотношение понятий.
16. Социализация, ее назначение и этапы.
17. Социология девиантного поведения (норма, отклонение, стигма).
18. Уровни и отрасли социологического знания.
19. Количественные и качественные методы социологического исследования: возможности и ограничения.
20. Вклад классиков социологии в науку о праве.
21. Право в социальной структуре общества.
22. Социология девиаций.
23. Роль права в обеспечении стабильности, согласия и консенсуса в обществе
24. Социология и социологи на Алтае: прошлое и современность.
25. Социальная стратификация и социальная дифференциация российского общества.
26. Социологические знания о жизнедеятельности и роли современной семьи в обществе.
27. Актуальные проблемы в правовой сфере современного российского общества.
28. Религия как сфера духовной жизни: опыт социологического изучения.
29. Социальная история России: особенности социологического анализа.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э3 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э4 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э5 Электронные библиотечные системы:
Э6 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э7 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.