Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент
1.1. | сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о методах социологического исследования; умении проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретико-методологическую базу проведения исследований в области всеобщих и отечественных исторических проблем. - движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества. - основные приемы и методы использования специальных знаний для анализа общественных проблем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - понимать принципы применения теоретико-методологической базы проведения исследований в области всеобщих и отечественных исторических проблем. - понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества. - применять на практике основные приемы и методы использования специальных знаний для анализа общественных проблем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками практического использования принципов теоретико-методологической базы проведения исследований в области всеобщих и отечественных исторических проблем. - навыками понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, места человека в историческом процессе, политической организации общества. - применения и эффективного использования основных приемов и методов использования специальных знаний для анализа общественных проблем. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социология как наука | ||||||
1.1. | Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Научный статус социологии | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Научный статус социологии | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Научный статус социологии | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Социологические теории и школы | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Социологические теории и школы | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Социологические теории и школы | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Основные направления исследований и отрасли современного социологического знания | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Общество как социальная система | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Общество как социальная система. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Общество как социальная система. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Методы социологического исследования | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Методы социологического исследования | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Социальные общности и группы в социальной системе общества. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Социальные общности и группы в контексте необходимости толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Социальные общности и группы в контексте необходимости толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Социальная структура, социальные явления и процессы современного общества | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.22. | Социальная структура, социальные явления и процессы современного общества | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.23. | Социология управления коллективом | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Предпосылки возникновения и развития социологии как науки. 2. Научный статус современной социологии. 3. Классическая, неклассическая и постклассическая социология. 4. Объект и предмет социологии. Понятия «социальное» и «социальность». 5. Уровни социологического знания. Макро- и микросоциология. 6. Функции социологии. 7. Эволюционизм Г. Спенсера. 8. Социальный факт Э. Дюркгейма. Теория общественного разделения труда. 9. Концепция «социального действия» М. Вебера. 10. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. 11. Современное состояние теоретической социологии. 12. Теории интеграции структуры и действия П. Бурдье, Э. Гидденса. 13. Общество как система Н. Лумана. 14. Основные направления исследований и отрасли современной российской социологии. 15. Понятие социального института, его основные признаки. Типология социальных институтов. 16. Проблема развития социальных институтов. Понятие функции и дисфункции. 17. Общее и различия в определении понятий «социальная группа», «коллектив» и «социальная общность». 18. Типология социальных общностей и групп. Существующие в современных общностях и трудовых коллективах социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. 19. Толерантность как социальный феномен. 20. Методы социологического исследования. Практические задания Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса. Практическое задание № 2. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между теоретическим и практическим уровнями науки социологии. Практическое задание № 3. Оцените возможности и ограничения основных каналов социальной мобильности в современной России. Практическое задание № 4. Проиллюстрируйте функции и дисфункции социального института на конкретном примере. Практическое задание № 5. Оцените возможности основных направлений развития современного социологического знания применительно к анализу демографических проблем в современной России. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Социальное пространство и время человека и общества. 2. Человеческое общество и его социальная история как объект изучения социологии. 3. Основные концепции социологии. 4. Огюст Конт – основоположник социологической науки. 5. Объект и предмет социологии. 6. Социологические парадигмы в их развитии и обновлении. 7. Проблема исследования личности в социологии. 8. Питирим Сорокин – выдающийся социолог России и США. 9. Социологический анализ социальных явлений и процессов в современном обществе. 10. Этапы эволюции социологического знания: личности, концепции, школы. 11. Основные теории развития общества. 12. Проблема полипарадигмальности в современном социологическом знании. 13. Основные факторы и условия девиантного поведения в объективе современной социологии. 14. Человек в трудовом коллективе: социологический анализ. 15. Человек, индивид, личность – соотношение понятий. 16. Социализация, ее назначение и этапы. 17. Социология девиантного поведения (норма, отклонение, стигма). 18. Уровни и отрасли социологического знания. 19. Количественные и качественные методы социологического исследования: возможности и ограничения. 20. Вклад классиков социологии в науку о праве. 21. Право в социальной структуре общества. 22. Социология девиаций. 23. Роль права в обеспечении стабильности, согласия и консенсуса в обществе 24. Социология и социологи на Алтае: прошлое и современность. 25. Социальная стратификация и социальная дифференциация российского общества. 26. Социологические знания о жизнедеятельности и роли современной семьи в обществе. 27. Актуальные проблемы в правовой сфере современного российского общества. 28. Религия как сфера духовной жизни: опыт социологического изучения. 29. Социальная история России: особенности социологического анализа. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Е. Хренов | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Латышева, В. В. | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-ресурсы | |||
Э2 | 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ) | |||
Э3 | 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека) | |||
Э4 | 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН) | |||
Э5 | Электронные библиотечные системы: | |||
Э6 | 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ | |||
Э7 | 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо: ознакомиться с планом занятия; самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы; просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно); проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам; при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного; при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем. При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Практическое задание Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Тестирование Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Реферат Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Зачет/экзамен Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос. |