МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы информационной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы информационной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование информационной грамотности студентов, освоение ими знаний и умений рационального поиска, отбора, учета, анализа, обработки и использования информации в контексте современной информатизации общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью владеть современной шрифтовой культурой и компьютерными технологиями, применяемыми в дизайн-проектировании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в дизайн-проектировании, возможности профессионального развития в сфере дизайн-проектирования в контексте информатизации современного общества
3.2.Уметь:
3.2.1.оформлять список литературы учебных и научных работ, использовать образовательные ресурсы сети Интернет, собирать и работать с источниками информации по профессиональной проблематике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком оценки качества профессиональной и образовательной информации, оценки образовательного потенциала ресурсов сети Интернет в области дизайн-проектирования и современной шрифтовой культуры, навыком поиска профессиональной информации в области художественного проектирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории информации. Понятие информационной культуры
1.1. Основные теоретические понятия дисциплины: информация, коммуникация, информационная культура, информационное общество Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Научные подходы к исследованию современной информационной культуры Практические 3 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Отбор и краткое аннотирование публикаций по теме дисциплины Сам. работа 3 12 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Направления информатизации современного общества
2.1. Компьютеризация как основа развития современного информационного общества. Современные коммуникационные технологии. Лекции 3 4 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Облачные технологии и распределенные вычисления. Практические 3 4 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Понятие искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности Лекции 3 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Виртуальная и дополненная реальность как направление развития современных информационных технологий Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Применение высокопроизводительных нейросетевых алгоритмов для анализа и обработки данных Практические 3 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Использование облачных сетевых ресурсов для работы с информацией и проектной деятельности Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Информационная грамотность как образовательная цель личности
3.1. Понятие информационной и медийной грамотности. Виды информационной грамотности. Лекции 3 2 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Информационная грамотность как основа информационной безопасности. Этические и правовые нормы при работе с информацией. Практические 3 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Понятие культуры мышления. Анализ, систематизация, интерпретация, обобщение фактов. Критическое мышление и дизайн-мышление Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Поиск, систематизация и хранение цифровой информации. Основы работы в поисковых системах Интернета. Алгоритм поиска в образовательных ресурсах сети Интернет. Практические 3 4 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Самостоятельная работа "Примеры использования информационных технологий в профессиональных проектах" Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Информационная-образовательная среда как компонент профессионального образования
4.1. Информационно-образовательная среда вуза на примере Алтайского государственного университета Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Научная библиотека университета и электронная библиотечная система. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ. Алгоритм поиска в алфавитном и систематическом каталогах. Практические 3 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Выполнение библиографического поиска и отбора изданий по теме учебной дисциплины с помощью поисковой системы научной библиотеки университета Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Правила оформления научных публикаций. Реферирование и аннотирование публикаций. Библиографическое описание документа Практические 3 2 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Исследование образовательных ресурсов сети Интернет. Массовые открытые онлайн-курсы. Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Научная и профессиональная информация в сети Интернет. Образовательный потенциал сети Интернет Лекции 3 4 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.7. Эссе "Проектирование персональной информационной среды" Сам. работа 3 16 ОПК-4 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жданова, С.Н. Информационная культура личности: социально-педагогический аспект: учебное пособие Москва : ФЛИНТА,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482645
Л1.2 Гухман В. Б. Информационная цивилизация: учебное пособие: учебное пособие Директ-Медиа, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соловьев А.В. Культура информационного общества: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Луценко Л. М. , Котляр Н. П. Социально-философские аспекты развития информационного общества: учебное пособие: учебное пособие Альтаир, МГАВТ, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российское образование: федеральный портал www.edu.ru
Э2 Образовательный портал Newtonew www.newtonew.com
Э3 Курс «Основы информационной культуры» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы.
Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере информационной культуры. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования информационных технологий в профессиональных проектах.
Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня бакалавриата.