МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы информационной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 82
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 82 82 82 82
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы информационной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование информационной грамотности студентов, освоение ими знаний и умений рационального поиска, отбора, учета, анализа, обработки и использования информации в контексте современной информатизации общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью самостоятельно работать на компьютере
ОПК-9 готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные информационно-коммуникационные технологии и основы информационной безопасности, возможности профессионального развития в контексте информатизации современного общества
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать образовательные ресурсы сети Интернет, собирать и работать с источниками информации по профессиональной проблематике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.возможности профессионального развития в контексте информатизации современного общества, навыками поиска и анализа профессиональной информации для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории информации. Понятие информационной культуры
1.1. Основные теоретические понятия дисциплины: информация, коммуникация, информационная культура, информационное общество Лекции 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Научные подходы к исследованию современной информационной культуры Практические 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Отбор и краткое аннотирование публикаций по теме дисциплины Сам. работа 1 14 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Направления информатизации современного общества
2.1. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Облачные технологии и распределенные вычисления. Практические 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Виртуальная и дополненная реальность как направление развития современных информационных технологий Сам. работа 1 10 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Использование облачных сетевых ресурсов для работы с информацией и проектной деятельности Сам. работа 1 12 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Информационная грамотность как образовательная цель личности
3.1. Понятие информационной и медийной грамотности. Виды информационной грамотности. Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Информационная грамотность как основа информационной безопасности. Этические и правовые нормы при работе с информацией. Практические 1 2 ОПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Понятие культуры мышления. Анализ, систематизация, интерпретация, обобщение фактов. Критическое мышление и дизайн-мышление Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Поиск, систематизация и хранение цифровой информации. Основы работы в поисковых системах Интернета. Алгоритм поиска в образовательных ресурсах сети Интернет. Практические 1 2 ОПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Самостоятельная работа "Примеры использования информационных технологий в профессиональных проектах" Сам. работа 1 10 ОПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Информационная-образовательная среда как компонент профессионального образования
4.1. Информационно-образовательная среда вуза на примере Алтайского государственного университета Лекции 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Научная библиотека университета и электронная библиотечная система. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ. Алгоритм поиска в алфавитном и систематическом каталогах. Практические 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Выполнение библиографического поиска и отбора изданий по теме учебной дисциплины с помощью поисковой системы научной библиотеки университета Сам. работа 1 10 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Правила оформления научных публикаций. Реферирование и аннотирование публикаций. Библиографическое описание документа Практические 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Научная и профессиональная информация в сети Интернет. Образовательный потенциал сети Интернет Лекции 1 2 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Исследование образовательных ресурсов сети Интернет. Массовые открытые онлайн-курсы. Сам. работа 1 12 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.7. Эссе "Проектирование персональной информационной среды" Сам. работа 1 14 ОПК-5 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.8. Зачет 1 4 ОПК-5, ОПК-9 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жданова, С.Н. Информационная культура личности: социально-педагогический аспект: учебное пособие Москва : ФЛИНТА,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482645
Л1.2 Гухман В. Б. Информационная цивилизация: учебное пособие: учебное пособие Директ-Медиа, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соловьев А.В. Культура информационного общества: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Луценко Л. М. , Котляр Н. П. Социально-философские аспекты развития информационного общества: учебное пособие: учебное пособие Альтаир, МГАВТ, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российское образование: федеральный портал www.edu.ru
Э2 Образовательный портал Newtonew www.newtonew.com
Э3 Электронный курс "Основы информационной культуры (для заочного обучения)" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы.
Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере информационной культуры. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования информационных технологий в профессиональных проектах.
Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня бакалавриата.