Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 82 | 82 | 82 | 82 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Формирование информационной грамотности студентов, освоение ими знаний и умений рационального поиска, отбора, учета, анализа, обработки и использования информации в контексте современной информатизации общества |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы информационно-коммуникационных технологий и информационной безопасности, крупнейшие научные и профессиональные информационные базы по профессиональной тематике |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | отбирать и описывает профессиональные проекты, реализуемые с помощью информационных технологий, разрабатывать профессиональные проекты с использованием информационных технологий с учетом требований информационной безопасности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками составления библиографических списков, осуществлять поиск литературы по профессиональной проблематике с использованием информационных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы теории информации. Понятие информационной культуры | ||||||
1.1. | Основные теоретические понятия дисциплины: информация, коммуникация, информационная культура, информационное общество | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Научные подходы к исследованию современной информационной культуры | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Отбор и краткое аннотирование публикаций по теме дисциплины | Сам. работа | 1 | 15 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Направления информатизации современного общества | ||||||
2.1. | Компьютеризация как основа развития современного информационного общества. Современные коммуникационные технологии. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Облачные технологии и распределенные вычисления. Нейросети. | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Виртуальная и дополненная реальность как направление развития современных информационных технологий | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Использование облачных сетевых ресурсов для работы с информацией и проектной деятельности | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Информационная грамотность как образовательная цель личности | ||||||
3.1. | Понятие информационной и медийной грамотности. Виды информационной грамотности. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Информационная грамотность как основа информационной безопасности. Этические и правовые нормы при работе с информацией. | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Понятие культуры мышления. Анализ, систематизация, интерпретация, обобщение фактов. Критическое мышление и дизайн-мышление | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Поиск, систематизация и хранение цифровой информации. Основы работы в поисковых системах Интернета. Алгоритм поиска в образовательных ресурсах сети Интернет. | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Самостоятельная работа "Примеры использования информационных технологий в профессиональных проектах" | Сам. работа | 1 | 15 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Информационная-образовательная среда как компонент профессионального образования | ||||||
4.1. | Информационно-образовательная среда вуза на примере Алтайского государственного университета. Научная и профессиональная информация в сети Интернет. Образовательный потенциал сети Интернет | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Научная библиотека университета и электронная библиотечная система. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ. Алгоритм поиска в алфавитном и систематическом каталогах. | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Выполнение библиографического поиска и отбора изданий по теме учебной дисциплины с помощью поисковой системы научной библиотеки университета | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.4. | Правила оформления научных публикаций. Реферирование и аннотирование публикаций. Библиографическое описание документа | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.5. | Исследование образовательных ресурсов сети Интернет. Массовые открытые онлайн-курсы. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.6. | Выполнение эссе "Проектирование персональной информационной среды" | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.7. | Зачет | 1 | 4 | ОПК-1 | Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Жданова, С.Н. | Информационная культура личности: социально-педагогический аспект: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА,, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482645 |
Л1.2 | Гухман В. Б. | Информационная цивилизация: учебное пособие: учебное пособие | Директ-Медиа, 2018 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Соловьев А.В. | Культура информационного общества: Учебное пособие | М.: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2013 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Луценко Л. М. , Котляр Н. П. | Социально-философские аспекты развития информационного общества: учебное пособие: учебное пособие | Альтаир, МГАВТ, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова | Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Хроленко А.Т. | Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство | Флинта // ЭБС "Лань", 2007 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российское образование: федеральный портал | www.edu.ru | ||
Э2 | Образовательный портал Newtonew | www.newtonew.com | ||
Э3 | Курс «Основы информационной культуры» в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере информационной культуры. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - отбор лучших практик использования информационных технологий в профессиональных проектах. Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня бакалавриата. |