МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическое проектирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильГрафический дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ГД-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 181
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 1
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 181 181 181 181
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент М.В. Давыденко

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Педагогическое проектирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие педагогического мышления и формирование проектной культуры субъектов образования с целью их личностного и профессионального самоопределения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ОПК-3 Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-5 Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать закономерности развития педагогических систем, их структуру, виды, уровни педагогического проектирования, виды педагогических проектов, принцпиы проектной деятельности в педагогическом проектировании, инновационные технологии проектирования, специфику проектирования курсов учебных дисциплин в профессиональном образовании, сущность контроля обучения как дидактического понятия, виды контроля, методы и формы педагогического контроля,роль педагогического контроля в формировании профессиональной компетенции учащегося
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять четкие, конкретные, реалистичные цели педагогических проектов с учетом требований работодателей и компетентностного подхода, определять необходимые ресурсы, проектировать оценочные средства в соответствии с целью и задачами учебного курса, а также в соответствии с требованиями работодателей и компетентностным подходом, разрабатывать педагогические проекты с учетом критериев экспертной оценки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Быть готовым к организации и участию в проектной педагогической деятельности, владеть технологией разработки и оценки педагогического проекта, владеть навыками оценивания ресурсных возможностей для его реализации, опытом проектирования учебного курса в соответствии с образовательным стандартом и компетентностным подходом, навыком навыком разработки средств текущего и рубежного контроля обучения, навыком оценки эффективности учебного процесса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогическое проектирование как комплексная задача
1.1. Педагогическое проектирование как комплексная задача Лекции 1 4 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Принципы и условия организации педагогического проектирования: составление конспекта Сам. работа 1 14 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Виды и уровни педагогического проектирования Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. Работа со справочной и дополнительной литературой. Подготовка и выполнение тестовых заданий в электронном курсе Сам. работа 1 13 УК-6, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Письменная работа "Проектирование в образовании и дизайне: общее и различное" Сам. работа 1 17 УК-1, ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проектирование образовательной среды
2.1. Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды Практические 1 2 УК-1, УК-2, УК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Нормативные документы, регламентирующие функционирование образовательной среды Сам. работа 1 13 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Компетентностный подход как основа проектной деятельности педагога профессионального образования Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
2.4. Работа со справочной и дополнительной литературой. Подготовка и выполнение тестовых заданий в электронном курсе Сам. работа 1 10 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
2.5. Выполнение творческого задания в электронном курсе Сам. работа 1 10 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы проектирования учебного курса
3.1. Информационные ресурсы образовательного процесса Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.2. Виды аудиторной работы Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Функции и виды педагогического контроля Сам. работа 1 25 ОПК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
3.4. Проектирование самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Сам. работа 1 16 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
3.5. Работа со справочной и дополнительной литературой. Подготовка и выполнение тестовых заданий в электронном курсе Сам. работа 1 16 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Практические аспекты педагогического проектирования
4.1. Интерактивные методы и средства обучения в педагогическом проекте Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Подготовка и выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.1
4.3. Функции экспертизы педагогического проекта. Экспертиза образовательной среды Практические 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.4. Итоговое задание: разработка проекта учебного курса. Составление рабочей программы дисциплины. Сам. работа 1 27 ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
4.5. Экзамен по дисциплине Экзамен 1 13 УК-1, УК-2, УК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов . М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7E727000-6289-4B94-A30D-CA1AD840BEB7.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие Кемеровский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Педагогическая библиотека pedlib.ru
Э2 Жиркова, З.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие www.monographies.ru
Э3 Электронный курс "Педагогическое проектирование" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения на семинарском занятии. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в рабочей программе к курсу.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока время не стерло содержание лекции из памяти (через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала).
С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки. Расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.
Методические рекомендации по выполнению отдельных заданий для самостоятельной работы содержатся в электронном курсе по адресу: portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1869
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы.