МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные средства визуальных коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Современные средства визуальных коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 29.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие визуальной и информационной культуры с целью личностного и профессионального самоопределения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
ПК-6 готовность использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.виды визуальной коммуникации в художественном проектировании костюма, возможности использования сетевых компьютерных технологий в процессе художественного проектирования
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания об авторском праве и возможностях использования визуальной информации в художественном проектировании, отбирать визуальный и иной контент для создания творческих презентационных проектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа визуальной информации, методами разработки презентационного проекта для задач визуальной коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие визуальной коммуникации
1.1. Современные средства коммуникации. Визуальная коммуникация. Имидж как метод визуальной коммуникации. Мультимедийные средства визуальной коммуникации. Лекции 1 2 ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Основы использования визуальной информации в современных сетевых технологиях Практические 1 2 ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Визуальные коммуникации в пространстве современного города Практические 1 2 ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.4. Ключевые публикации по проблематике дисциплины Сам. работа 1 10 ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Многообразие средств визуальной коммуникации
2.1. Фотография в мировой культуре: краткий исторический экскурс Лекции 1 4 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Язык фотографии и видео: визуальные приемы и коммуникация Практические 1 2 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Типографика и шрифт Практические 1 2 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.4. Ведущие исследователи теории фотографии Сам. работа 1 8 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.5. Визуальная коммуникация в городской среде Практические 1 2 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.6. Примеры визуальной коммуникации в городской среде Сам. работа 1 8 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.7. Понятие визуализации. Инфографика как метод визуализации информации Практические 1 2 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.8. Визуальная коммуникация в рекламе Практические 1 2 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.9. Создание афиши к кинофильму Сам. работа 1 15 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.10. Новые формы визуальной коммуникации: технологии дополненной и виртуальной реальности Практические 1 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Имидж как коммуникация
3.1. Понятие имиджа. Коммуникативные функции имиджа Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Визуальная коммуникация в сфере моды и fashion-рынка Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.3. Визуальный имидж бренда и имидж корпорации Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.4. Визуальный имидж в виртуальной среде. Практические 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.5. Костюм как высказывание: коммуникативные функции костюма Сам. работа 1 15 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Современные формы визуального искусства как коммуникация
4.1. Коммуникативная функция искусства на примере художественной практики ХХ столетия Практические 1 2 ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.2. Виды современного искусства. Современное искусство как форма коммуникации Практические 1 2 ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
4.3. Формы визуального искусства в контексте постмодернистской парадигмы Сам. работа 1 16 ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горчакова В. Г. Имидж. Искусство и реальность.: Учебное пособие Юнити-Дана,, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Павловская Е.Э. - отв. ред. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: учебное пособие М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Литвина Т. В. ДИЗАЙН НОВЫХ МЕДИА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сальникова, Е. Визуальная культура в медиасреде: современные тенденции и исторические экскурсы : Государственный институт искусствознания. - Москва : Прогресс-Традиция, , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473543
Л2.2 Костюченко О. А. Творческое проектирование в мультимедиа: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шестакова И.В. Визуальное искусство. История кино России.: Программа и учебно-методические материалы для студентов факультета искусств Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.pinterest.com
Э2 www.tineye.com
Э3 Электронный курс "Современные средства визуальных коммуникаций" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере информационной культуры и визуальной коммуникации. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования визуальной коммуникации в профессиональных проектах.
Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня магистратуры.