МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория принятия решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 52
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 52 52 52 52
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Теория принятия решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по применению методов обоснования и принятия управленческих и технологических решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные модели и методы описания и объяснения социальных явлений и процессов
-основы разработки предложений по совершенствованию технологических процессов, методов сбора и анализа информации в социологическом и маркетинговом исследовании и применения их в профессиональной деятельности
-как разработать новые технологии и методы сбора социологической информации

3.2.Уметь:
3.2.1.-использовать в научно-исследовательской и профессиональной деятельности полученные знания о моделях и методах описания и объяснения социальных явлений и процессов
-разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов, методов сбора и анализа информации в социологическом и маркетинговом исследовании и применять их в профессиональной деятельности
-применять новые технологии и методы сбора социологической информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения моделей и методов описания и объяснения социальных явлений и процессов в научно-исследовательской и профессиональной и проектной деятельности
-навыками разработки предложения по совершенствованию технологических процессов, методов сбора и анализа информации в социологическом и маркетинговом исследовании и применять их в профессиональной деятельности
-навыками разработки новых технологий и методов сбора социологической информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия исследования операций и системного анализа
1.1. Задачи принятия решений в условиях неопределенности Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Задачи принятия решений в условиях неопределенности Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Задачи принятия решений в условиях неопределенности Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1
1.4. Многокритериальные задачи принятия решений Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Многокритериальные задачи принятия решений Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Многокритериальные задачи принятия решений Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Модели принятия решений
2.1. Математические модели принятия решений Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Математические модели принятия решений Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Математические модели принятия решений Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
2.4. Основные модели решения социальных конфликтов Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Основные модели решения социальных конфликтов Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Перечень вопросов

1. Общая характеристика проблемы выработки управленческих и технических решений.
2. Основные понятия и определения теории принятия решений. Информационно-логическая схема процесса выработки управленческих решений и формализации частных задач этого процесса.
3. Классификация задач, методов и технологий обоснования вырабатываемых решений. Задача измерения.
4. Задача получения информации для анализа условий и выявления “механизма ситуации”.
5. Задача формирования исходного множества альтернатив.
6. Задача оценки альтернатив.
7. Способы выявления предпочтений. Отношение как универсальная модель предпочтений.
8. Основные модели предпочтений.
9. Схема организации экспертного оценивания. Обработка и анализ ранжировок и попарных сравнений.
10. Обработка и анализ балльных и точечных оценок.
11. Оценка значений коэффициентов относительной важности.
12. Задачи принятия решений в условиях определенности по скалярному показателю
13. Постановка задачи принятия решений по скалярному показателю.
14. Общая постановка задачи математического программирования.
15. Задача линейного программирования. Сущность симплексного метода линейного программирования.
16. Технологии решения прикладных задач планирования комплекса работ и оптимизации перевозок.
17. Основные методы решения задачи нелинейного программирования.
18. Линейные и нелинейные методы дискретного математического программирования.
19. Задача динамического программирования.
20. Методический подход и общий алгоритм решения задачи стохастического программирования.
21. Задачи принятия решений в условиях определенности по векторному показателю
22. Постановка задачи принятия решений по векторному показателю.
23. Классификация методов принятия решений по векторному показателю.
24. Способы учета важности частных показателей.
25. Базовые методы решения задачи выбора.
26. Технология реализации базовых методов решения задачи выбора по векторному показателю.
27. Задачи принятия решений в условиях неопределенности
28. Постановки и особенности решения задачи выбора в условиях неопределенности.
29. Эвристические методы и аксиоматические технологии построения функции выбора в условиях стохастического риска.
30. Технологии принятия решений в условиях поведенческого риска.
31. Технологии принятия решений при отсутствии информации о природе неопределенности (“природная” неопределенность) и в условиях априорной неопределенности условий проведения операции.
32. Математические модели для описания механизма неопределенности ситуации принятия решений
33. Марковские и полумарковские модели случайных процессов.
34. Применение математического аппарата теории массового обслуживания к описанию случайных процессов в интересах обоснования решений.
35. Элементы теории управления запасами.
36. Основное содержание методов прогнозирования.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем рефератов

1. Основные понятия и определения теории принятия решений. Информационно-логическая схема процесса выработки управленческих решений и формализации частных задач этого процесса.
2. Классификация задач, методов и технологий обоснования вырабатываемых решений. Задача измерения.
3. Задача получения информации для анализа условий и выявления “механизма ситуации”.
4. Задача формирования исходного множества альтернатив.
5. Задача оценки альтернатив.
6. Способы выявления предпочтений. Отношение как универсальная модель предпочтений.
7. Основные модели предпочтений.
8. Схема организации экспертного оценивания. Обработка и анализ ранжировок и попарных сравнений.
9. Обработка и анализ балльных и точечных оценок.
10. Оценка значений коэффициентов относительной важности.
11. Задачи принятия решений в условиях определенности по скалярному показателю
12. Постановка задачи принятия решений по скалярному показателю.
13. Общая постановка задачи математического программирования.
14. Задача линейного программирования. Сущность симплексного метода линейного программирования.
15. Основные методы решения задачи нелинейного программирования.
16. Линейные и нелинейные методы дискретного математического программирования.
17. Задача динамического программирования.
18. Методический подход и общий алгоритм решения задачи стохастического программирования.
19. Задачи принятия решений в условиях определенности по векторному показателю
20. Постановка задачи принятия решений по векторному показателю.
21. Классификация методов принятия решений по векторному показателю.
22. Способы учета важности частных показателей.
23. Базовые методы решения задачи выбора.
24. Технология реализации базовых методов решения задачи выбора по векторному показателю.
25. Задачи принятия решений в условиях неопределенности.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Халин В.Г. - под ред. ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Халин В.Г. - отв. ред. ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В 2 Т. ТОМ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46605
Э2 http://www.uspu.ru/specialnosti/107/465
Э3 http://www.e-joe.ru/sod/96/1_96/st037.html
Э4 http://www.ffsn.bsu.by/infocom/mazanik/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1) приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС; условиями изучения учебной дисциплины, видами 5 учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине, программой итогового испытания (не позднее 2-ой недели семестра);
2) студент имеет право на получение информации о своем текущем рейтинге; результатах каждого контрольного мероприятия; результатах текущей и промежуточной аттестации; итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год;
3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.