МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Коростелева О.Т.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Изучение специфики региональных школ и направлений современной отечественной региональной социологии.
Становление, развитие, перспективы социологии в регионах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. логику развития основных региональных социологических школ, направления и исследовательские стратегии .актуальных проблем исследований в области социокультурной динамики
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать региональную специфику современного социологического знания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знанием результатов исследований современных российских социологических региональных школ и их оценки научным сообществам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социологические школы в системе социологического знания
1.1. Региональная специфика современного социологического знания. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Социологическая школа в системе регионального социологического знания. Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Социологическая школа в системе регионального социологического знания. Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Алтайская социологическая школа. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Алтайская социологическая школа. Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Алтайская социологическая школа. Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Уральская социологическая школа. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Новосибирская социологическая школа. Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Красноярская социологическая школа. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Красноярская социологическая школа. Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Новосибирская социологическая школа. Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Красноярская социологическая школа. Сам. работа 5 17 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Развитие социологии в отдельных регионах современной России. Сам. работа 5 18 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Экзамен 5 9 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы.
1. Научная школа: понятие и типология.
2. Критерии современной научной школы.
3. Особенности региональных социологических школ.
4. Центры развития социологии в современной России.
5. Алтайская социологическая школа: общая характеристика.
6. Этапы развития алтайской социологической школы.
7. Основные направления современной алтайской социологии.
8. История факультета социологии.
9. Общая характеристика новосибирской социолого-экономической школы (НСЭШ).
10. Основные этапы развития социолого-экономической школы.
11. Коллектив исследователей и преемственность деятельности НСЭШ.
12. Оценка результатов деятельности НСЭШ научным сообществам.
13. Красноярская социологическая школа: общая характеристика.
14. Основные этапы развития красноярской социологической школы.
15. Исследовательский коллектив и преемственность деятельности Красноярской научной школы.
Практические задания.
1. Покажите в чем сложность социологической парадигмы (университетская), разрабатываемой коллективом красноярской социологической школы.
2. Сравните основные тенденции развития красноярской социологической школы научным сообществом.
3. Сравните основные тенденции развития московской социологической школы.
4. Сравните основные тенденции развития санкт-петербургской социологической школы.
5. Сравните основные тенденции развития уральской социологической школы.
6. Покажите в чем сложность развития Саратовской социологической школы: основные направления исследований.
7. Покажите в чем сложность развития социологии в Башкирии.
8. Покажите в чем сложность становления и развитие социологии на Дальнем Востоке.
9. Покажите в чем сложность социологических исследований в разных регионах современной России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы:
Э2 www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ)
Э3 www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум)
Э4 www.gain.ru (Государственная академия инноваций)
Э5 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»)
Э6 www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э7 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э8 www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э9 Электронные библиотечные системы:
Э10 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э11 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.