МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная статистика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра эмпирической социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение методологии сбора, обработки, анализа и представления статистической информации, ознакомление с системой объективных статистических показателей, отражающих состояние и развитие явлений и процессов общественной жизни

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и организационные основы получения социально-экономических статистических данных
теоретические основы и специфику использования вторичной статистической информации в рамках процесса самообразования
теоретические основы и специфику использования вторичных статистических данных в проведении коллективных исследований по социальной тематике
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать социально-экономическую статистическую информацию
различать, рассчитывать и понимать смысловое значение основных статистических показателей
осуществлять поиск и интерпретировать необходимую статистическую информацию в соответствии с задачами коллективного исследования по социальной тематике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками использования социально-экономических статистических данных в практике организации работы с молодежью
практическими навыками применения статистических методов в рамках реализации профессиональной деятельности и самообразования
практическими навыками использования вторичных статистических данных в рамках коллективного исследования по социальной тематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Социальная статистика как наука Лекции 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальная статистика как наука Практические 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Социальная статистика как наука Сам. работа 7 8 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Основные методы социальной статистики Лекции 7 4 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Основные методы социальной статистики Практические 7 4 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Основные методы социальной статистики Сам. работа 7 8 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Основы демографической статистики Лекции 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Основы демографической статистики Практические 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Основы демографической статистики Сам. работа 7 8 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Статистика уровня жизни и национального богатства Лекции 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Статистика уровня жизни и национального богатства Практические 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Статистика уровня жизни и национального богатства Сам. работа 7 8 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Изучение доходов и расходов населения. Статистика потребления товаров и услуг Лекции 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Изучение доходов и расходов населения. Статистика потребления товаров и услуг Практические 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Изучение доходов и расходов населения. Статистика потребления товаров и услуг Сам. работа 7 8 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Статистика жилищных условий и бытового обслуживания Лекции 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Статистика жилищных условий и бытового обслуживания Практические 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. Статистика жилищных условий и бытового обслуживания Сам. работа 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.19. Статистика занятости и безработицы Лекции 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.20. Статистика занятости и безработицы Практические 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Статистика занятости и безработицы Сам. работа 7 4 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.22. Статистика уровня образования, рекреации и досуга Лекции 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.23. Статистика уровня образования, рекреации и досуга Практические 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.24. Статистика уровня образования, рекреации и досуга Сам. работа 7 5 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.25. Статистика политической и общественной жизни Лекции 7 1 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.26. Статистика политической и общественной жизни Практические 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.27. Статистика политической и общественной жизни Сам. работа 7 5 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.28. Статистика социального обеспечения и социальной защиты Лекции 7 1 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.29. Статистика социального обеспечения и социальной защиты Практические 7 2 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.30. Статистика социального обеспечения и социальной защиты Сам. работа 7 10 ОК-3, ОК-7, ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Понятие «социальной статистики».
2. Объект и предмет социальной статистики.
3. Основные функции социальной статистики.
4. Социальная статистика как область практической деятельности.
5. Понятие статистического метода.
6. Статистическое наблюдение, группировка, метод обобщающих показателей.
7. Специфика формирования системы статистических показателей.
8. Статистическое исследование: наблюдение, сводка и группировка, анализ.
9. Население и значение его статистического изучения.
10. Характеристики состава населения.
11. Группировки населения и система показателей размещения и динамики населения.
12. Методы изучения динамики состава населения.
13. Понятие «уровень жизни населения», его составляющие.
14. Социальные нормативы и потребности.
15. Системы показателей и общая оценка уровня жизни.
16. Статистика социальной структуры общества.
17. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала.
18. Понятие национального богатства, сущность и состав.
19. Показатели формирования и динамики доходов населения.
20. Потребление населения и его законодательное регулирование.
21. Источники данных о потреблении населения. Методы изучения дифференциации потребления.
22. Прожиточный минимум и потребительский бюджет. Потребительская корзина.
23. Динамика потребления и потребительских цен.
24. Индекс потребительских настроений.
25. Характеристика жилищных условий.
26. Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда.
27. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры.
28. Рынок жилья. Расходы на жилье в бюджете семьи. Структура жилищного фонда. Инфраструктура рынка жилья. Индикаторы-регуляторы.
29. Источники данных о занятости.
30. Уровни занятости и безработицы.
31. Структура обратившихся в службу занятости и её взаимосвязь с изменениями социально-экономической ситуации в стране.
32. Состав безработных. Причины потери работы. Безработица социально незащищенных слоев населения. Состав занятых. Сложность выполняемых функций и квалификация. Содержание труда. Критическая зона рынка труда.
33. Уровень грамотности и уровень образования населения.
34. Международные классификации и системы показателей в статистике образования.
35. Изучение социально-профессиональной ориентации старшеклассников.
36. Обеспечение населения информацией о рекреационных и досуговых услугах.
37. Потребление населением услуг образования, культуры, искусства. Статистика отдыха, туризма, физической культуры и спорта.
38. Объект и основные показатели статистики политической и общественной жизни.
39. Статистика избирательной системы и выборных органов государственной власти.
40. Статистика государственного управления и самоуправления.
41. Статистика политических и массовых общественных организаций.
42. Исторические особенности развития статистики политической и общественной жизни в РФ.
43. Классификация видов социальных услуг. Статистика органов социальной защиты.
44. Статистика пенсионного обеспечения.
45. Статистика инвалидности.
46. Статистика социальных услуг, социальной поддержки населения.
47. Статистика социальной работы с детьми, молодежью, другими категориями населения.
48. Система показателей социальной работы: контингент, объем, структура. Уровень эффективности социальной работы.

Практические задания
1. Описание и графическое отображение половозрастной, этнической, религиозной структуры населения: 1) мира в целом; 2) по материкам и частям света; 3) России; 4) Алтайского края
2. Описание и графическое отображение структуры занятости и безработицы: 1) в России; 2) в Алтайском крае; 3) в любой стране по выбору
3. Описание и графическое отображение уровня рождаемости, смертности, младенческой смертности, обеспеченности населения медицинской помощью, структуру заболеваемости: 1) в России; 2) в Алтайском крае; 3) в г. Барнауле; 4) в любой стране по выбору
4. Описание и графическое отображение характера и динамики электорального поведения в 1993-2000 г.: 1) в России; 2) в Алтайском крае; 3) в г. Барнауле
5. Расчет коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста
6. Расчет индексов средней часовой заработной платы; средней дневной заработной платы; средней месячной заработной платы (без учёта выплат из фонда материального поощрения); средней месячной заработной платы с учётом выплат из фонда материального поощрения; средней фактической продолжительности рабочего дня; средней фактической продолжительности рабочего квартала; коэффициента увеличения фонда дневной заработной платы за счёт доплат; коэффициента увеличения фонда месячной заработной платы за счёт доплат; коэффициента увеличения общего месячного фонда оплаты труда за счёт выплат из фонда материального поощрения. Анализ взаимосвязи индексов.
7. Определение численности постоянного населения на начало года и конец года, численности наличного населения на конец года, среднегодовую численность постоянного населения, показателей естественного и миграционного движения постоянного населения

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Статистическое наблюдение.
2. Статистическая сводка и группировки.
3. Статистические таблицы.
4. Абсолютные и относительные статистические величины.
5. Средние величины.
6. Индексы.
7. Ряды динамики.
8. Корреляционный и регрессионный методы анализа.
9. Статистические показатели населения, методы анализа состава и движения населения.
10. Методы анализа системы показателей трудовых ресурсов, рабочей силы, занятости, безработных.
11. Статистика продукции, методы расчета и анализа факторов, влияющих на объем производства, распределения и использования.
12. Статистика уровня жизни населения.
13. Статистические методы анализа доходов населения.
14. Анализ дифференциации доходов населения по социальным группам.
15. Анализ дифференциации потребления услуг населением по социальным группам.
16. Статистические методы анализа объема и структуры потребления населением товаров и услуг.
17. Статистические методы анализа показателей здоровья населения.
18. Статистическое изучение социального обеспечения населения.
19. Социальная статистика как наука и область практической деятельности.
20. Статистика состава населения.
21. Занятость и безработица глазами статистики.
22. Уровень жизни населения.
23. Структура и дифференциация доходов населения.
24. Статистика семьи и домохозяйств.
25. Статистика потребления товаров и услуг.
26. Статистика жилищных условий и бытового обслуживания.
27. Статистика образования.
28. Санитарная статистика.
29. Статистика бюджета времени.
30. Статистика культуры, отдыха и туризма.
31. Статистика преступности.
32. Политическая статистика.
33. Статистические методы анализа объема и структуры услуг социальной поддержки различных социальных групп населения.
34. Статистическое изучение национального богатства.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бычкова С.Г. Социальная статистика: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/A132CE12-9496-4D80-AB43-2072C6B8D417
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малых Н.И. Статистика в 2 т. Том 2 социально-экономическая статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/657B9186-D3EC-4242-9468-5C8BD873E248
Л2.2 Бычкова С.Г. Социальная статистика. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/bcode/404206
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Социальная статистика» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3358
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.