МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_МО-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент Колесникова О.Н.; к.с.н., доцент Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.04.2016г. № 465)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами теоретико-методологоческих основ разработки, реализации и управления социальными проектами; обучение практическим навыкам подготовки и презентации концепции социального проекта, направленного на решение острых социальных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-16 способность понимать теоретические и политические основы правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека
ПК-17 способность понимать основы регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических, социально-экономических и силовых методов
ПК-19 способность владеть базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и специфику использования экономических знаний в разработке концепции социального проекта
теоретико-методологические основы и специфику экспертизы социальных проектов в области мировой практики защиты прав человека
теоретико-методологические основы и специфику разработки концепции социального проекта в сфере регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических и социально-экономических методов
теоретико-методологические основы и специфику осуществления прикладного анализа международных ситуаций в рамках социального проектирования

3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и аргументировать экономическое обоснование социального проекта
осуществлять различные модели экспертизы социальных проектов в области мировой практики защиты прав человека
формулировать и обосновывать основные элементы концепции социального проекта в сфере регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических и социально-экономических методов
осуществлять прикладной анализ международных ситуаций в рамках социального проектирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками расчета экономического обоснования и рисков реализации социального проекта
практическими навыками использования различных методов и технологий экспертизы социальных проектов в области мировой практики защиты прав человека
практическими навыками разработки концепции и презентации социального проекта в сфере регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических, политико-психологических и социально-экономических методов
практическими навыками использования разнообразных методов и источников информации прикладного анализа международных ситуаций в рамках социального проектирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социального проектирования
1.1. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Лекции 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Сам. работа 7 4 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Практические 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные принципы и этапы социального проектирования Лекции 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Основные принципы и этапы социального проектирования Сам. работа 7 4 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Основные принципы и этапы социального проектирования Практические 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Типология социальных проектов Лекции 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Типология социальных проектов Сам. работа 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Типология социальных проектов Практические 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Технологии разработки социального проекта
2.1. Структура и содержание социального проекта Лекции 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Структура и содержание социального проекта Сам. работа 7 4 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Структура и содержание социального проекта Практические 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Экспертиза социальных проектов Лекции 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Экспертиза социальных проектов Сам. работа 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Экспертиза социальных проектов Практические 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Методы коллективной работы над социальными проектами Лекции 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Методы коллективной работы над социальными проектами Сам. работа 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Методы коллективной работы над социальными проектами Практические 7 4 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Презентация и защита социальных проектов Практические 7 6 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Презентация и защита социальных проектов Сам. работа 7 10 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Управление социальными проектами
3.1. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Лекции 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Сам. работа 7 4 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Лекции 7 2 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Сам. работа 7 4 ОК-3, ПК-16, ПК-17, ПК-19 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.